Социокультурное регионоведение. Исследовательская работа «Вот моя деревня…» На тему: «Этнография села Оснащение гостевой кухни

Другое 11.05.2021

В.Н. Калуцков, А.Ю. Латышева

МГУ имени М.В. Ломоносова,
г. Москва
[email protected],
[email protected]

Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7-15 .

"Этнодеревня", "этническая деревня" – быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин «этнографическая», «национальная» и даже «интернациональная».

В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах – от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие «этнодеревня» интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом и т.д.

С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта – природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

Начало. В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек – храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом – архангельский «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В организации и функционировании этих музеев-заповедников просматриваются важнейшие принципы их деятельности:

Региональность (ориентация на полный территориальный охват регионально-областной культурной традиции во всех ее субрегиональных и этнических появлениях),

Учет культурного разнообразия региона (секторальная организация полевой экспозиции по секторам, соответствующим локальным культурным традициям региона),

Ландшафтность (стремление представить не только отдельные здания, но их «естественную» среду, хозяйственные угодья и урочища, адекватный природный ландшафт, ландшафтное планирование территории музея)

Пейзажность (моделирование исходной пейзажной ситуации, стремление передать гармонию традиционного культурного ландшафта, его эстетическое прочтение).

Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

Кризис. С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» до сих пор нет сектора поморской культуры – «ядерной» культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

Современная ситуация. В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" – национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

Рис. 1. Этнические деревни в современной России

  1. В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.
  2. «Региональные этнодеревни» национальных республик , отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск (Музеи России, http://www.museum.ru).
  3. Локальные этнодеревни , или этнодеревни локальной культурной традиции и малых народов России, создаются по инициативе местных сообществ и муниципалитетов. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким, к примеру, относится Поморская Тоня Тетрина, экологический этнографический комплекс в Мурманской области, представляющий собой музеефицированный рыбацкий стан. На стане постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. "Музейные экспонаты" на стане (старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон) сами являются предметами современного обихода. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию.

Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище «Мань Ускве», созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии; Ительменская деревня, «Мэнэдек» в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

  1. Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. «Этномир», расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, – яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь («Этномир»,http://ethnomir.ru).

Менее масштабным проектом является этнографический комплекс «Трам» в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

Некоторые выводы. Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века – имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные («мировая деревня»), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях – от фольклора до национальной кухни.

Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма – этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

Список использованной литературы

  1. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.
  2. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. 2000.
  3. Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.
  4. Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.
  5. Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.
  6. http://www.museum.ru (Музеи России).
  7. http://ethnomir.ru («Этномир», «этнодеревня мира», Калужская обл.).

Приложение. Свод этнодеревень России

Существующие этнодеревни

Мировые этнодеревни:

  1. Этномир, этнодеревня мира (Калужская обл., 80 км от Москвы, рядом с Боровском, д. Петрово)
  2. Трам, Этнографический комплекс (Краснодарский край, д. Фадеево)

Региональные музеи деревянного зодчества:

  1. Ангарская деревня, архитектурно-этнографический музей (Иркутская обл., г. Братск)
  2. Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в Василёво (г. Торжок, Тверская обл.)
  3. Витославлицы, Новгородский музей народного деревянного зодчества (Новгородская обл., г. Великий Новгород)
  4. Владимиро-Суздальский м.д.з. и крестьянского быта (Владимирская обл., г. Суздаль)
  5. Дружба, Ленский историко-архитектурный музей-заповедник (Якутия, Усть-Алданский улус, с. Соттинцы; правый берег р. Лена, в 70 километрах от г. Якутска)
  6. Ибресинский этнографический музей под открытым небом, филиал Чувашского национального музея (Чувашия, Ибресинский район, с. Ибреси, в 114 км от г. Чебоксары)
  7. Кижи, музей деревянного зодчества (Карелия, Петрозаводск, музей-заповедник «Кижи») Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

10. «Коломенское», Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ Коломенское») (Москва)

11. «Костромская слобода», архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник (Костромская обл., г. Кострома, рядом с Ипатьевским монастырем)

12. Лудорвай, Архитектурно-этнографический музей-заповедник (республика Удмуртия, г. Ижевск)

13. «Малые Корелы», музей деревянного зодчества (Архангельская обл., в 25 км от Архангельска, рядом с деревней Малые Карелы)

14. Музей деревянного зодчества (Вологодская обл., д. Семенково)

15. Нижегородский этнографический музей на Щелоковском хуторе - Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (Нижегородская обл., Нижний Новгород, лесопарк Щелковский Хутор)

16. Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская область, Алапаевский р-он, с. Нижняя Синячиха)

17. Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Раздорская, хутора Пухляковский и Каныгин)

18. «Старый Сургут», Историко-этнографический комплекс (ХМАО, г. Сургут)

19. Тальцы, Иркутский архитектурно-этнографический музей (Иркутская область, г.Иркутск)

20. «Томская писаница»: Архитектурно-этнографические комплексы «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село» (Кемеровская обл., г. Кемерово, территория Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница»)

21. «Хохловка», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества (Пермский край, Пермский р-он, с. Хохловка, В 45 км от г. Перми)

22. Этнографический музей народов Забайкалья, музейный комплекс под открытым небом (Республика Бурятия, п. Верхняя Берёзовка, в 8 км от Улан-Удэ)

23. Этнографический музей под открытым небом (Красноярский край, п. Шушенское)

24. Этнографический музей под открытым небом (республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск)

Новые региональные этнодеревни:

25. Атамань, этнодеревня (Краснодарский край, ст. Тамань)

26. Другой мир, этнодеревня (Ярославская обл., г. Ярославль)

27. Мандроги, туристическая деревня (Ленинградская обл., Подпорожский район, деревня Верхние Мандроги)

28. «Национальная деревня народов Саратовской обл.» (Саратовская обл., г. Саратов)

29. «Национальная деревня народов Оренбургской обл.» (Оренбургская обл.г. Оренбург)

30. «Русская деревня», архитектурно-ландшафтный ансамбль (г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе)

Локальные этнодеревни:

31. «Алтын-Сус», эколого-этническая деревня (Хакасия, г. Абакан)

32. «Бакалдын», этнографический комплекс (Саха, в 45 км от г. Якутска)

33. «Деревня в горах», агротур в д. Иргизлы (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

34. Ительменская деревня, туристская деревня общины ительменов «Пимчах» (Камчатский край, с. Сосновка Елизовского муниципального района)

35. «Мань Ускве», этническое стойбище – детский этнооздоровительный центр (ХМАО, д. Ясунт Березовского района)

36. «Медовый хуторок», музей усадьба-хутор (Псковская обл., Печорский район, д. Дубровка)

37. «Мэнэдек», эвенское стойбище, этно-культурный комплекс (Камчатский край, Быстринский р-он, с. Анавгай)

38. «Петроглифы Сикачи-Аляна», этнокультурный туристский комплекс (Хабаровский край, в 50-75 км от Хабаровска, с. Сикачи-Аляна)

39. Поморская Тоня Тетрина, Экологический этнографический комплекс (экологическая деревня) (Мурманская область, д. Тоня Тетрина)

40. Свенгард, средневековая усадьба (Ленинградская обл., г. Выборг)

41. Старая Умба, поморская этнокультурная деревня (Мурманская обл., д. Умба)

42. «Тэк курт», детская языковая деревня – этнооздоровительный центр (ХМАО, п. Теги Березовского района)

43. «Ульчская деревня», музей под открытым небом (Хабаровский край, п. Джари Нанайского р-на)

44. «Ус Хатын», этнографический обрядовый комплекс (Якутия, Намский тракт)

45. Черкехский историко-этнографический комплекс (Якутия, с. Черкех)

46. «Чочур Мыран (Муран)», этнографический комплекс (Якутия, в черте г. Якутска, по Вилюйскому тракту)

47. «Чуанели», детский этнооздоровительный центр – школа труда и отдыха (ХМАО, д. Чуанели (урочище) Березовского района или п. Ванзетур)

48. «Ытык-Хайа», Этнографический комплекс Турцентр (Якутия, в 6 километрах от Якутска, по Вилюйскому тракту)

49. Этнографическая деревня, Поселение семьи нанайцев конца ХIХ - начала ХХ века (Хабаровский край, заповедник «Болоньский», село Джуен)

50. Этнографический комплекс (пос. Горнокнязевск Приуральского района, ЯНАО, в 12 км от Салехарда)

51. «Ямщицкое подворье», культурно-этнографический комплекс (Якутия, д. Еланка Хангаласского улуса)

Проектирумые этнодеревни

52. «Алтай», этническая деревня в составе ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (Республика Алтай, Майминский район, в 25 км от Горно-Алтайска)

53. Дальневосточный Международный этнографический парк «Диалог народов «Возрождение» (Приморский край, г. Находка)

54. Древневалдская этнографическая туристская деревня на территории ОЭЗ «Валдай» (Новгородская обл., п. Валдай)

55. Интернациональная деревня, Этнографический МУП (Воронежская обл., г. Воронеж)

56. «Камчатские скрижали», туристско-этнографический центр (Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский)

57. «Междуречье», этническая станица (казачий курень), музей под открытым небом (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани)

58. МЗД (Красноярский край, г. Енисейск)

59. МЗД (Республика Башкортостан, г. Уфа)

60. «Ленинские горки», национальная деревня (ранее - культурный комплекс-музей) (Ульяновская обл., г. Ульяновск)

61. «Родная деревня», историко-этнографический комплекс (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

62. «Русская деревня», этнографическая деревня – туристический комплекс (Костромская обл., д. Игорево Галичского района)

63. «Русский мир», Национальный культурно-этнографический парк, Культурный, этнографический, ремесленный, торговый, воспитательный и социальный проект (Московская обл., г. Сергиев Посад)

64. «Сибирское подворье», туристический центр (Тюменская обл., Тобольский р-н, с.Абалак)

65. «Старая крепость «Черкасский острог», музейно-туристский комплекс (Пензенская обл., г. Пенза)

66. Центральноазиатское подворье, «Этническая деревня ремесленников Урала» (Свердловская обл., окрестности г. Екатеринбурга)

67. «Ыб», музейно-этнографический комплекс деревянного зодчества под открытым небом (Республика Коми, южная часть Сыктывдинский р-на, в 49 километрах от райцентра с. Выльгорт и в 55 километрах от г. Сыктывкара, с. Ыб)

68. Этнографическая и экологическая деревни на территории туристической ОЭЗ (Калужская обл., Тарусский район)

69. Этнографическая деревня староверов (Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Новопокровский)

70. Этнографическая деревня (Республика Мордовия, г. Саранск)

71. Этнографическая деревня (Адыгея, в 10 км от Майкопа)

72. Эколого-этнические деревени и туристический маршрут "кругосветное историческое путешествие" (Краснодарский край, г. Сочи)

73. Этнографический комплекс (этнопарк) «Три эпохи» в составе Мегапарка «Земля Кутха» (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский)

74. Этнографический музей орочей на открытом воздухе (Хабаровский край, Ванинский район)

Исследовательская работа

«Вот моя деревня…»

На тему: «Этнография села»

Гулина Ольга Николаевна, Калентьева Юлия Александровна, Мурзина Юлия Андреевна

ученицы 11-го класса

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Руководитель:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Пучкина Анна Владимировна

Адрес: ЧР, Алатырский район, с. Чуварлей, ул. Николаева, д. 2.

Чуварлей 2013

Введение…………………………………………………………………………3

I глава. История села……………………………………………………….6

1.1.История появления и развития села………………………………….6

1.2.Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны………………...…8

1.3Выдающаяся личность в истории села. Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза………………………………………………….9

II глава . Развитие современного села…………………………………..11

2.1.Природа нашего села………………………………………………...11

2.2.Инфраструктура………………………………………………………11

2.3.Социальная сфера, современного села (МБОУ «Чуварлейская СОШ, детский сад «Колокольчик», сельский дом культуры, "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий")………………………………….…13

Заключение……………………………………………………………………...18

Список использованной литературы……………………………………….…19

Приложение

Введение

Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой…

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(А. Н. Поляков)

Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для нас это, прежде всего наша страна, село в котором мы родились и живем. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.

Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

Задачи исследования:

1.Проследить историю образования и развития села.

2.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

3.Воспитание любви к родному краю.

Хронологические и территориальные рамки исследования: с периода образования с. Чуварлей до настоящего времени. Территориальные рамки ограничены селом Чуварлей.

Структура работы . Работа состоит из введения, глав, заключения, примечания и приложения.

Методы исследования : подбор и поиск необходимого материала; беседы с бывшими учителями, старожилами и руководителями организаций; анализ материала; подведение результатов.

Научно-практическая значимость . Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории (национально-региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.

Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в прошлое и взглянуть на настоящее нашего села.

Степень научной разработанности. По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и преобразовании Чуварлей.

Объектом исследования выступает само село, его образовательные учреждения, организации, его жители.

I глава. История села.

  1. История появления и развития села

Отчизна, родная сторонушка как красиво звучат эти слова, вызывая в памяти у людей свою деревеньку, свой родной берег речушки, откуда ты сигал с разбегу в реку.

Без знания прошлого, нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго - восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

По окраине поймы, у подножия косогора вдоль села протянулась цепочка озер - остатки старого русла реки Алатырь.

Происхождение названия Чуварлей связано с мокшо - мордовскими словами "шувар" - песок и "лей" - овраг с источником (речка). От измененного мордовского слова "шуварлей", что означает "песчаная река" и возникло название Чуварлеи.

Свое начало село Чуварлеи положило у выходящей из леса речки Чуварика и, постоянно расширяясь, в настоящее время подошло к деревне Ялушево.

Существует предание, что село основано выходцами из тамбовских и курских уездов.

Чуварлеи – одно из самых старых населенных пунктов нашего района. Оно существовало уже в начале XVII века и входило в состав вотчины Алатырского Троицкого монастыря. В то время Чуварлеи называлось по другому. Оно имело двойное название – деревня Троицкая (Подгорная). После выхода деревни Троицкой (Подгорной) из монастырского владения в 1764 году за ней окончательно закрепилось современное название Чуварлеи.

К началу XIX века жители села Чуварлеи перешли в разряд удельных крестьян, где оставались до 1861 года. В 1863 году село Чуварлеи вошло в состав Алатырской волости.

У чуварлейских крестьян земля была малоплодородной. Указание о качестве почвы встречается в описи монастырских земель в 1763 - 1764 годов, где говорится: "земля к плодородию посредственная". Помимо землепашества чуварлейские крестьяне занимались ремеслами, отхожими промыслами, торговлей, приготовлением пряжи для речных рыболовных сетей, которую сбывали в Астрахань, бондарным делом.

Вследствие нехватки земли, малоплодородия ее крестьяне вынуждены были заниматься бурлачеством. Например, из коллективного договора русских бурлаков с судовладельцем о доставке судна с грузом от Порецкого до Нижнего Новгорода в 1896 году известно, что в составе артели было 6 человек из Чуварлей. В 1746 году в Чуварлеях насчитывалось крестьян мужского пола 328, пашни за ними 204 десятин, сенокосов 40 десятин.

В период пугачевского восстания жители Чуварлей принимали участие в разгроме казенных винокуренных заводов в селах Ичиксы и Кладбищи. За участие чуварлейцев в пугачевском восстании, в разгроме винокуренных заводов для устрашения населения в Чуварлеях были установлены орудия казни: виселицы, колеса и глаголы.В 1832 году в Чуварлеях на средства прихожан была построена церковь. За церковным притчем было закреплено земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной. В 1900 году в селе Чуварлей насчитывалось 225 дворов. Церковно - приходская школа открыта в Чуварлеях в 188 году. В 1918 году врачи Алатырского уезда А. А. Преображенский, Н. И. Сульдин, М. Ф. Ногаевич обратились в наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села Чуварлеи участок площадью 128,25 десятины для постройки противотуберкулезного диспансера. Алатырское отделение лиги по борьбе с туберкулезом, получили ответ на разрешение строительства санатория, и здравотдел приступил к осуществлению поставленной задачи.

Для строительства санатория были выделены средства, строительные материалы и конфискованные у помещиков дома. Противотуберкулезное санаторное учреждение на 40 коек было открыто в Чуварлеях 1 мая 1919 года. Заведывание санаторием было поручено врачу Г. И. Терпсихорову.

Колхоз в селе Чуварлеях был создан в 1930 году и назывался "Красный Порт". В 1935 - 36 годах был переименован в колхоз "Стахановец". В 1957 году колхоз "Стахановец" объединился с Ялушевским колхозом.

  1. Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны

В ходе нашей исследовательской работы мы взяли интервью у коренной жительницы нашего села, Сафрончевой Любови Ивановны 1926 года рождения. По ее рассказам мы узнали много интересного и нового о родном селе. Она с огромным желание поведала нам с чего началась история нашего села. По ее рассказам первыми жителями были странствующие монахи, которые поселились на территории современного храма «Святого Иакова». Чуть позднее стали заселяться новые жители. Все они проживали только на одной стороне села. Постепенно село стало расти и развиваться, был построен храм «Святого Иакова» при нем же была создана церковно-приходская школа. В 1918 был построен «Чуварлейский противотуберкулезный санаторий». В этом санатории Любовь Ивановна работала медсестрой и спасла жизнь многим раненым солдатам.

Во время войны в школе был склад военной техники, располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школы слепых. Так же на территории села располагался колхоз, в котором работала большая часть жителей.

Получение данной информации внесла большой вклад в нашу исследовательскую работу.

  1. Выдающаяся личность в истории села

Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза

История развития нашего села неразрывно связана с именем Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза.

Кошелев Михаил Тимофеевич родился в 1911 году в с.Чуварлей Симбирской губернии. Здесь же окончил церковно-приходскую школу. В 1926 году с родителями переехал в Ташкент. Рано осиротел, пятнадцатилетним подростком уехал в Среднюю Азию, где участвовал в строительстве железной дороги-Турксиб. В 1933 году призван в Красную Армию. В 1942 году добился призыва в действующую армию, окончив полковую школу в звании сержанта.

Воевал в пехоте, был награжден орденом Красного Знамени. К осени 1943 года гвардии сержант Кошелев был командиром отделения 310-го гвардейского стрелкового полка 110-й гвардейской стрелковой дивизии. Особо отличился в боях на Днепре. 9 октября 1943 гвардии сержант Кошелев с группой бойцов ворвался с тыла в село Куцеволовка (Онуфриевский район Кировоградской области), забросал гранатами дзот, тем самым открыв путь подразделению. Незаметно подобравшись к блиндажу, гвардейцы захватили штаб немецкой воинской части, взяв в плен офицера с документами, и уничтожили при этом несколько гитлеровцев. Сдав пленных командованию, Кошелев вернулся в часть и в составе танкового десанта участвовал в штурме высоты 167,8. Гранатами обезвредил вражеский дзот, мешавший продвижению вперед. Был ранен и контужен. По пути в медсанбат, уже в нашем тылу, наткнулся на вражеский грузовик с боеприпасами. В коротким бою уничтожил 4-х солдат и автомашину. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии сержанту Кошелеву Михаилу Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3904). Награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, медалями. После излечения в госпитале был демобилизован по ранению. Вернулся в Ташкент. Работал на Ташкентской железной дороге. Скончался 13 марта 1979 года. Похоронен на Аллее Героев Воинского кладбища в Ташкенте.

Именем Кошелева названа одна из улиц в с.Чуварлей.

II глава. Развитие современного села

2.1 Природа нашего села

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго-восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

Водоемы и пляжи

Озера: Вдоль села протянулась цепочка озер – остатки старого русла реки Алатырь

Реки: Алатырь

благоприятный период для купания: В период с мая по август

Климат

умеренно-континентальный

Флора и фауна

животные: Лось, медведь, олень, кабан, волк, косуля, бобр, выдра, рысь, барсук, куница, норка, лисица, енотовидная собака, хорь, белка, ондатра, заяц

птицы: Гусь, казарка, глухарь, рябчик, тетерев, утка, куропатка, пастушка, кулик, перепел, голубь

растительность: В древостое сосна, ель, липа, ясень, клен, дуб

2.2.Инфраструктура

Главной достопримечательностью является природная среда - леса, реки и озера с богатой флорой и фауной.
- Чуварлейский сосновый бор- это чудо, удивительная стройность сосен, симметрия их роста.
Сосновый бор очень красив. Отдыхать в нем истинное удовольствие. Сухой, пропитанный запахом хвои, сосновый бор- лучшее лекарство от многих болезней. Именно поэтому здесь расположен республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор", государственное учреждение здравоохранения "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий", детский оздоровительный лагерь "Янтарный".
Чуварлейский бор занимает площадь размером 684 га., его протяженность составляет 6 км 250 м. Это единственный уникальный остаток древнего леса в Засурье. Он играет водоохранную и почвозащитную роль.
На основании постановления Кабинета Министров № 140 от 17.07.2000 года Чуварлейский бор является памятником природы.
Источник святых благоверных князей Бориса и Глеба. Более 170 лет назад в нескольких километрах от села Чуварлеи, в сухом овражке на Киреевой горе, в бившем из земли источнике была найдена явленная икона святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1932 году в селе был построен храм и один из приделов был освящен в честь этих святых. После революции храм был разрушен, а источник забыт. В простонародье источник стал называться Студеный. 6 августа 2009 года по благословению митрополита Варнавы источник был освящен отцом Андреем Савенковым. О том, что источник святой, свидетельствует два дуба, выросших из одного корня, как же и то, что в одном из найденных срубов бьют сразу два ключа. Источник не замерзает и в сильный мороз.
Памятником архитектуры в селе является каменный храм Святого Иакова, построенный прихожанами в 1832 году. Престолов в нём три.

Главный - во имя Святого Апостола Иакова Алфеева, в честь введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Церковной земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной.
Церковно-приходское попечительство существует с 1893 года. Приход состоял из священника и псаломщика.
После революции правительство, пришедшее к власти, начало борьбу с религией, результатом которой стало повсеместное закрытие и разрушение церквей. Та же участь постигла и наш храм Святого Иакова.
В 1930 году церковь перестала действовать, были сняты колокола. В 1938 году в здании церкви был открыт магазин, затем - хлебопекарня. В июле 1972 года церковь горела, затем 22 года находилась в полуразрушенном состоянии.
В 1994 году началась реставрация церковного здания силами прихожан. С 1997 года она является действующей церковью. 4 августа 1996 года церковь была освящена митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

2.3 Социальная сфера, современного села

Чуварлейская средняя общеобразовательная школа

В 1886 году в селе Чуварлей, возле церкви построили двухэтажное деревянное здание, в котором разместилась церковно – приходская школа. Детей принимали в школу с семи лет и обучали четыре года.

Наряду со школьными дисциплинами священником преподавался Закон Божий и Евангелие.

В школе было печное отопление. В классах стояли столы и скамейки, висели иконы, лампадки. Ученики писали на дощечках, чернила делали из сажи и краски.

В 1927 году была открыта ШКМ (школа крестьянской молодежи) с семилетним образованием.

В 1940 году была открыта НСШ (неполная средняя школа). Успели выпустить только 1 класс. Началась Великая Отечественная война и школа снова стала работать как семилетняя. Во время войны в школе был склад военной техники располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школе слепых.

В 1959 году состоялся первый выпуск средней школы, которая функционирует и по сей день.

С 22 апреля 2002 года школа преобразована в МОУ "Чуварлейская средняя общеобразовательная школа"

С 2005 - 2006 учебного года - базовая школа района по профильному обучению. Основной профиль - информационно - технологический.

В 2011 году – муниципальное бюджетное учреждение.

Детский сад «Колокольчик»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» функционирует с 1971 года.

Заведующая – Шиблева Дарья Михайловна.

Открыты две группы:

I старшая группа «Колобок» (дети 5-6 лет)

II младшая группа «Солнышко» (дети 3-4 лет).

ДОУ работает по двум программам:

  1. Социально-личностное развитие

Обогащение социального опыта ребенка;

Содействие разновозрастному общению;

Развитие коммуникативных способностей дошкольников;

Гармонизация социализации, осознание своего социального «Я»;

2. «Здоровячек»

Охрана и укрепление психофизического здоровья воспитанников;

Развитие гигиенических навыков.

Достижения воспитанников ДОУ:

2008 год – I место в районном конкурсе «Малышиада»

2009 год – I место в районном конкурсе рисунков «Страна Здоровья»

Дом культуры

Работа Чуварлейского СДК направлена на развитие самодеятельного художественного творчества, на организацию досуга населения, организацию различных кружков и клубов по интересам; на патриотическое воспитание молодежи; на пропаганду здорового образа жизни.

При Чуварлейском сельском Доме культуры работают три танцевальных кружка, два хоровых кружка (младшая, средняя и старшая группы), один кружок сольного пения, клуб «Хозяюшка» (младшая и средняя группы) и шахматно-шашечный кружок.

Коллективы кружков участвуют не только в мероприятиях поселения, но и в районных.

Клубные формирования:

Хореографический кружок мл. гр. (14 чел. с 7-8 лет) – худ. Руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ср. гр. (16 чел. с 10-12 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ст. гр. (14 чел. с 13-14 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Кружок «Сольное пение» (6 чел. с 8-16 лет)- руководитель Баканова Ольга Николаевна

Клуб «Хозяюшка» (10 чел. с 18-30 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Шахматно-шашечный кружок (10 чел. с 13-20 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Планы на будущее: предоставление услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения, повышение квалификации творческих работников учреждения; обучение в платных кружках, студиях.

"Чуварлейский противотуберкулезный санаторий"

В 1918 году врачи из Алатырского уезда А.А Преображенский, Н.И. Сульдин и М.Ф. Нагович обратились в Наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села. Чуварлей участок площадью 128, 25 десятины для постройки противотуберкулезного санатория. С того времени и берут отчёт биография здравницы в сосновом бору.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий, является лечебно - профилактическое учреждением, в котором организованно комплексное лечение больных туберкулезом легких и других локализаций, при помощи медикаментозной и климатотерапии в сочетании с физическими методами лечения.

В конце XIX – начало XX вв, в городе Алатыре активно действовала лига по борьбе с туберкулезом. В 1918 г. она предложила Алатыркой уездной земской управе организовать в уезде санаторий активного лечения больных туберкулезом и указала место будущего учреждения – сосновый бор около с. Чуварлей.

В этом же году приступили к заготовке лесоматериала, а в 1918 году к возведению лечебных корпусов и хозяйственных зданий. Однако открытие санатория задержалось из-за революционных событий и начало гражданской войны. Тем не менее, работы продолжались. Были сданы первый корпус на 20 коек, амбулатория с лабораторией, баня, дезкамера, квартира для врачей и фельшеров.

В 1925 году санаторий функционировал на 40 коек.

В Алатырском и соседних районах была высокая заболеваемость населения туберкулезом. Это побудило увеличить мощность санатория и с этой целью в 1928-1930 г. строились новые лечебные корпуса.В результате в 1930 г.число коек было доведено до 65, к 1935 г. до 100, а к 1941 г. – до 150 коек.

С 1930 г. санаторий стал учреждением республиканского подчинения. Здесь лечились и отдыхали больные со всего Волго-Вятского региона.

В Великую Отечественную Войну на базе Чуварлейского санатория размещался эвакогоспиталь № 3060 терапевтического профиля для туберкулезных больных. В послевоенный период Чуварлейский санаторий получил дальнейшее развития.

Старые лечебные корпуса заменились новыми зданиями, были построены новые хозяйственные объекты.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий в 1945 г. имел 200, в 1950 г. 205, в 1960 г. – 250 коек. По мере снижения заболеваемости туберкулезом происходило и уменьшение количества коек, а с 1980 г. по настоящее время санаторий рассчитан на 125 коек

Многие поколения медиков внесли достойную лепту в развития нашего учреждения.

Более сорока лет с 1939 года трудилась здесь заслуженный врач Чувашской Республики О.Н. Верещагина. Тридцать лет она проработала главным врачом, неоценим её вклад в укрепление материальной базы, совершенствование методов лечения, создание работоспособного коллектива. Добрый след в жизни санатория разного времени оставили главные врачи Е.В. Гриншпунг, Т.Г. Охильков, А.Е. Скворцов, И.В. Сиднев, Ю.В. Абрамова, Г.М. Щегельская, и многие медицинские работники и обслуживающий персонал.

Заключение

Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей - это история села в целом.

Таким образом, мы узнали, что Чуварлей старинное село начало которому еще было положено в начале XVII века. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее нашей малой Родины – Чуварлей.

Список использованной литературы

1.Алатырская старина: Краеведческий сборник /Сост. Н.П. Голвченко. Алатырь: «Алатырский издательский дом»,2002-80 с.

2. Алатырский район- прошлое и настоящее.Алатырь,2001.

3. Алатырский край в XX веке. Топонимический словарь. Чебоксары – 2002.

4. Алатырь. Краткий исторический очерк.Чебоксары. Кочетков В.Д. 1987.

  • http://gov.cap.ru

  • Агрессивная среда мегаполисов является чрезвычайно утомительной для человека, поэтому многие горожане стремятся обзавестись дачными участками и сельскими усадьбами, куда отправляются отдыхать при каждом удобном случае. Для тех, кто по разным причинам не может позволить себе покупку и содержание загородного дома, прекрасным выходом может стать агротуризм - относительно новое направление, подразумевающее проживание в сельской местности подальше от больших городов, с возможностью принять участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.

    Рассматривая сельский туризм как бизнес, нельзя не отметить, что он в равной степени представляет интерес как для отдыхающих, так и для фермеров, имеющих в своем распоряжении достаточное количество ресурсов для комфортного размещения нескольких постояльцев. Более того, туристы воспринимают привычные для местных жителей процессы как экзотику, а потому охотно принимают участие в полевых работах, ухаживают за животными, арендуют лодки для рыбалки и собирают грибы, принося тем самым владельцу деревенской гостиницы неплохой дополнительный доход.

    Особенности бизнеса

    Главная особенность сельского туризма заключается в условиях проживания: гостей размещают в старинных бревенчатых домах или в стилизованных под старину усадьбах, расположенных в районах с нетронутой природой, вдали от промышленных предприятий и многоэтажных бетонных зданий. За исключением комплексов с полной исторической реконструкцией, такие деревенские отели обеспечивают посетителям удобства на уровне курортных апартаментов: в комнатах имеются санузлы, кондиционеры, телевизоры и холодильники, а в столовой постояльцам предоставляется трехразовое питание.

    Основной смысл подобного вида отдыха заключается в отрыве жителей мегаполисов от привычной суеты и погружении в неторопливую и размеренную сельскую жизнь. Кроме того, туры носят и познавательный характер: многие горожане никогда не видели подлинного народного костюма, не сидели с удочкой на рассвете и не доили корову.

    В России сельский туризм привлекает преимущественно женщин, доля которых в целевой аудитории достигает 70%. Проживание в деревне может быть интересно и другим жителям мегаполисов - семейным парам с детьми и молодым людям, отдающим предпочтение здоровому образу жизни и экологической чистоте окружающей среды.

    Еще одна довольно обширная категория туристов - это иностранные граждане, желающие ознакомиться с культурными традициями и народным фольклором. Для таких гостей естественная природная среда, национальный колорит и аутентичность сельского быта иногда оказываются важнее, чем наличие в номере телевизора. Учитывая, что иностранцы подбирают места для отдыха преимущественно через интернет, необходимо разработать собственный многоязычный сайт с красочными фотографиями, описанием услуг и прейскурантом, а также регулярно размещать объявления на зарубежных туристических форумах и в соцсетях.

    Коллективные выезды на природу также распространены в корпоративной среде: руководители различных компаний покупают подобные туры для своих работников с целью проведения мероприятий, направленных на укрепление командного духа и отработку способов взаимодействия между сотрудниками. Такие клиенты обычно арендуют гостиницу на срок от нескольких часов до двух-трех дней и платят за это значительно больше, чем обычные частные посетители.

    Наконец, концепция развития сельского туризма подразумевает тесное взаимодействие с туроператорами: компании, заинтересованные в сотрудничестве на выгодных условиях, не только разместят информацию об услугах домашней гостиницы на своем сайте и в рекламных материалах, но и помогут в разработке качественного туристического продукта, организуют трансфер и развлекательную программу.

    Виды сельского туризма

    Клиенты домашних гостиниц предъявляют разные требования к организации своего отдыха: кто-то просто желает провести время на природе, другие интересуются охотой и рыбалкой, третьи приезжают в деревню для знакомства с фольклором и народными ремеслами. В соответствии с перечнем культурно-досуговых мероприятий выделяют несколько самых популярных программ сельского туризма:

    1. Медицинский туризм. Имеет своей целью изучение средств и методов народной медицины, сбор лекарственных растений, а также проведение оздоровительных процедур, востребованных людьми с различными заболеваниями;
    2. Исторический туризм. Представляет собой полное погружение в аутентичный старинный быт, включая размещение в реконструированных избах с минимальными удобствами и питание блюдами старорусской кухни;
    3. Сельский экологический туризм. Подразумевает проживание в отдаленной деревне с отключенным телефоном, без телевидения и интернета. Полному погружению в сельский быт способствуют различные культурные мероприятия;
    4. Спортивный туризм. В данном случае сельская местность используется как площадка для проведения различных спортивных состязаний, походов, ориентирования на местности, скалолазания, сплавов по горным рекам, конных прогулок;
    5. Образовательный туризм. Этот вид сельского туризма предполагает изучение классических народных ремесел - гончарного дела, художественной росписи, резьбы по дереву, плетения изделий из лозы, вышивки;
    6. Сельскохозяйственный туризм. Включает активный отдых с возможностью принять участие в основных сельскохозяйственных процессах, включая выпас скота, заготовку дров, полевые работы, сенокос, охоту, рыбалку, сбор грибов или ягод;
    7. Фольклорный туризм. Имеет целью изучение народного творчества, обрядов, устных сказаний и песен, посещение исторических мест и музеев, а также проводимых в сельской местности фестивалей и ярмарок;
    8. Международный туризм. Данный вид туризма в сельской местности может включать в себя одно или несколько направлений, интересных для заграничных гостей - изучение фольклора и народных ремесел, истории и медицины.

    Преимущества и недостатки

    Предприниматель, рассматривающий, как открыть бизнес по сельскому туризму, должен обратить внимание на характерные особенности этой деятельности и учесть их положительное или отрицательное влияние на работу предприятия в целом.

    К числу преимуществ агротуризма относят следующие факторы:

    1. Чтобы открыть домашний отель при ферме, не нужно получать гостиничную лицензию - достаточно зарегистрироваться как КФХ или ИП;
    2. Это направление считается приоритетным, благодаря чему предпринимателю доступна возможность участия в программе развития сельского туризма;
    3. При наличии подсобного хозяйства можно уменьшить расходы на питание гостей, используя экологически чистые продукты собственного производства;
    4. Владелец гостиницы не должен оплачивать аренду;
    5. Используя окружающие природные ресурсы и потенциал региона, можно составить увлекательную программу культурных и познавательных мероприятий;
    6. На данном этапе отрасль характеризуется низким уровнем конкуренции;
    7. Для организации сельского туризма не нужно обладать опытом или специальными знаниями в этой сфере.

    В то же время негативные факторы способны существенно усложнить работу предпринимателя и повлечь дополнительное расходование ресурсов, направленное на преодоление последствий их влияния:

    1. В сельской местности часто отсутствует необходимые для комфортного проживания туристов инфраструктура и ресурсы;
    2. Деятельность домашних гостиниц не регламентирована законодательно;
    3. Под влиянием урбанизации деревенские жители быстро забывают традиции и теряют самобытность;
    4. Развитию сельского туризма в России препятствует быстрое уменьшение количества трудоспособных жителей сел и деревень.

    Необходимые ресурсы

    Разумеется, далеко не каждая деревня будет привлекательна для туристов: в некоторых населенных пунктах достопримечательности или интересные природные ресурсы отсутствуют в принципе. Поэтому домашнюю гостиницу желательно открывать в регионе, известном своими культурными традициями, ремеслами, архитектурными памятниками и красивым ландшафтом.

    Большим преимуществом станет наличие неподалеку лесного массива и любого водоема - озера, пруда или реки: посетители обязательно заинтересуются таким активным отдыхом, как рыбалка, купание, походы за грибами или ягодами. Соответственно, предприниматель сможет заработать на предоставлении гостям различного инвентаря - лодок и катамаранов, велосипедов, удочек, наборов грибника.

    Выбирая, с чего начать сельский туризм в таком районе, необходимо уделить внимание наличию любых подобных ресурсов и оценить возможность их использования для разработки программы культурно-досуговых мероприятий. Кроме того, для обслуживания и развлечения туристов можно задействовать:

    • Усадьбу. В доме выделяют несколько комнат для проживания гостей, а окружающую территорию приводят в порядок, разбивают здесь цветники и газоны, устанавливают беседки, мангалы и качели, обустраивают парковочные места;
    • Домашних животных. Обслуживание, кормление и выпас кур, овец, свиней, коров и лошадей станет частью развлекательной программы, а использование продуктов животноводства позволит обеспечить посетителей свежим молоком, мясом, яйцами;
    • Огород. Для городских жителей активным и познавательным отдыхом станут обычные сельскохозяйственные работы - многие из них никогда не видели картофель, морковь или кукурузу в природной среде. Кроме того, блюда из этих овощей можно вечером подать к столу;
    • Фруктовый сад. Работа в саду, сбор и переработка урожая также могут заинтересовать туристов. Свежие яблоки, груши, сливы, вишни употребляют в пищу или используют для приготовления различных десертов - пирожков, джемов, варенья;
    • Русскую баню. Банные процедуры применяют в оздоровительных целях, дополняя их домашним квасом или травяным чаем. Любители экстремального отдыха захотят прыгнуть из парилки в сугроб или в прорубь с ледяной водой;
    • Ремесло, хобби. Привлечь и заинтересовать клиентов помогут различные мастер-классы, посвященные плетению из лозы, гончарному делу, обработке дерева, мыловарению и другим работам, характерным для сельского быта;
    • Специальные знания. Владельцу гостиницы необходимо изучить искусство приема гостей, ознакомиться с местными историческими, архитектурными и ландшафтными достопримечательностями для проведения экскурсий, освоить приготовление блюд национальной кухни, а также усовершенствовать навыки общения на иностранных языках для обслуживания зарубежных постояльцев.

    Обустройство комнат и территории

    К усадьбе, претендующей на роль домашней гостиницы, предъявляются достаточно высокие требования, призванные обеспечить максимальную комфортабельность проживания гостей. Поэтому при благоустройстве придомовой территории необходимо:

    1. Удалить с участка весь мусор, отремонтировать дорожки, засеять газоны травой и цветами, по возможности найти и установить в качестве элементов декора телеги, колеса от них, старинные сельскохозяйственные механизмы;
    2. Оборудовать место для парковки автомобилей посетителей;
    3. Очистить и привести в порядок дорожки к колодцу, роднику и водоему;
    4. Избегать соседства с заброшенными и полуразрушенными домами, мусорными и навозными кучами, животноводческими фермами и другими источниками неприятного запаха и шума;
    5. Обеспечить наличие телефонной связи, спутникового телевидения и интернета (многие гости захотят немедленно опубликовать фотографии в соцсетях);
    6. Установить на участке искусственное освещение;
    7. Обустроить места отдыха, установить беседки и садовые скамьи, подвесить гамаки.

    Помещения, предназначенные для размещения гостей, нужно оборудовать системами вентиляции, освещения и отопления, санузлами и душевыми кабинами. Разумеется, некоторые туристы в погоне за исторической достоверностью захотят жить при печном отоплении, умываться из ручья и спать на полатях, однако основная масса посетителей предпочтет этому минимальный набор удобств:

    Оснащение жилых комнат

    Наименование Кол-во Цена Сумма
    Кровать 9 8 000 72000
    Шкаф для верхней одежды 3 4500 13500
    Шкаф для белья 3 6000 18000
    Стул или табурет 9 1 000 9000
    Стол обеденный 3 2500 7500
    Люстра или настенные светильники 3 2000 6000
    Телевизор 3 9 000 27000
    Кондиционер 3 18 000 54000
    Роутер 3 1500 4500
    Электрочайник 3 1000 3000
    Мини-холодильник 3 6500 19500
    Покрывала 9 2 000 18000
    Подушки 9 500 4500
    Одеяла 9 2 000 18000
    Постельное белье 18 500 9000
    Унитаз с бачком 3 4 000 12000
    Душевая кабина 3 12 000 36000
    Зеркало 3 2 000 6000
    Раковина умывальника 3 8 000 24000
    Смеситель 3 1 000 3000
    Бойлер 3 5500 16500
    Полотенце большое 18 500 9000
    Полотенце маленькое 18 300 5400
    Коврик 3 500 1500
    Сушилка для белья 3 1 500 4500
    Шатер садовый 3 3500 10500
    Комплект мебели садовый 3 6 000 18000
    Мангал 3 700 2100
    Набор посуды 3 5 000 15000
    Гамак 3 1000 3000
    Итого: 450000

    Площадь гостевых комнат выбирается из расчета не менее 6–7 м² на человека для двухместных номеров, либо 5–6 м² на человека для трехместных.

    Организация питания

    Трехразовое питание включается в базовый пакет услуг домашней гостиницы. Для его организации необходимо обустроить небольшую столовую на 10–12 человек, в которой можно также установить самовар и разложить на блюдах сладости для организации чаепития в любое время суток. Не исключено, что именно это место станет для гостей центром общения и обмена впечатлениями после насыщенного дня.

    Основу меню для туристов составляют из простых и незатейливых деревенских блюд, приготовленных из продукции фермерского хозяйства. Сюда могут входить:

    • Салаты овощные, домашние соленья, свежая зелень;
    • Домашнее молоко, сметана, творог и сыр;
    • Котлеты, тефтели, домашняя колбаса, пельмени, шашлык;
    • Рыба и рыбные блюда;
    • Различные каши, макароны по-флотски;
    • Картофель запеченный, вареный с зеленью, тушеный с грибами;
    • Уха, щи, рассольники, овощные и холодные супы, борщи;
    • Домашние яйца, омлеты и яичницы;
    • Пирожки, медовые пряники, блинчики, оладьи, домашнее варенье;
    • Компоты, травяные и фруктовые чаи.

    Нужно быть готовым к тому, что некоторые гости из числа тех, кто придерживается вегетарианской или лечебной диеты, сочтут неприемлемым деревенское меню и пожелают приготовить собственные блюда из привезенных с собой или купленных у фермера продуктов. Для их удобства нужно оборудовать отдельную кухню, оснащенную всей необходимой утварью и бытовой техникой:

    Оснащение гостевой кухни

    Наименование Кол-во Цена Сумма
    Набор кастрюль 2 3500 7000
    Набор сковород 2 3000 6000
    Набор ножей 2 500 1000
    Вилки, ложки 2 2900 5800
    Плита газовая 1 6000 6000
    Разделочные доски 2 800 1600
    Кухонная утварь 3000 3000
    Кухонный комбайн 1 3000 3000
    Холодильник 1 15000 15000
    Мойка 1 600 600
    Смеситель 1 1000 1000
    Итого: 50000

    Организация досуга

    Немногие постояльцы будут удовлетворены возможностью просто пожить вдали от городского шума, искупаться в чистой речке, попариться бане и посмотреть на живых коров: обычно людей, интересующихся агротуризмом, привлекают несколько иные цели - погружение в деревенский быт, активный отдых, участие в сельскохозяйственных работах. Кроме того, многие покупают семейные туры и привозят в село детей, выросших в городе и никогда не видевших живой природы. Поэтому для гостей разрабатывают набор различных культурно-досуговых мероприятий, включая их в базовый пакет либо предлагая в качестве дополнительных услуг:

    Сельскохозяйственный отдых:

    • Сбор ягод, овощей и фруктов, работа в поле и в саду;
    • Откачка меда, экскурсия на пасеку;
    • Кормление и выгон животных на пастбище, работа в качестве пастуха;
    • Выпечка домашнего хлеба;
    • Обустройство коптильни, копчение мяса или рыбы;
    • Сбор сметаны и взбивание масла;
    • Валка деревьев и заготовка дров.

    Активный отдых:

    • Охота и рыбалка;
    • Катание на лошадях, на санях, экскурсия на конеферму;
    • Водные процедуры, купание в реке или озере;
    • Пешие и велосипедные прогулки;
    • Банные оздоровительные процедуры;
    • Проведение пикников;
    • Доступ к инвентарю для отдыха - мячам, бадминтону;
    • Проведение фотосессий с домашними животными.

    Познавательный отдых:

    • Знакомство с местными обычаями, ритуалами и народным фольклором;
    • Участие в торжествах, приглашение фольклорных коллективов;
    • Проведение мастер-классов по народным промыслам и ремеслам;
    • Экскурсии в музеи, осмотр архитектурных и природных памятников.

    Инвестиции

    При разработке бизнес плана сельского туризма необходимо учесть, что работы по обустройству домашней гостиницы не ограничиваются ремонтом в номерах: для обеспечения приемлемого уровня комфорта и организации досуга постояльцев придется привести в порядок придомовую территорию, установить кондиционеры и спутниковые антенны, закупить инвентарь. Желательно также иметь в своем распоряжении небольшой микроавтобус для доставки туристов к месту отдыха и организации экскурсионных поездок.

    Перечень расходов, сопутствующих созданию гостиницы из трех трехместных номеров, будет включать следующие позиции:

    Капиталовложения

    Наименование Цена, руб. Кол-во, шт. Сумма, руб.
    Регистрация СПД 2000
    Ремонт гостевых комнат 75000 3 225000
    Оборудование гостевых комнат 150000 3 450000
    Оборудование кухни 50000 1 50000
    Благоустройство двора 150000 1 150000
    Установка септика на 6 м³ 80000 1 80000
    Туристические велосипеды 10000 4 40000
    Лодки 40000 3 120000
    Спортинвентарь 20000
    Разработка информационного сайта 20000
    Транспорт, микроавтобус 350000 1 350000
    Итого: 1507000

    К сожалению, у владельцев фермы, занятых предоставлением услуг сельского туризма, физически не хватит времени на обслуживание постояльцев, уход за животными и полевые работы одновременно. Поэтому в штат предприятия необходимо принять нескольких наемных помощников:

    • Технического работника для стирки, уборки в номерах, мытья посуды;
    • Аниматора-экскурсовода для проведения экскурсий и мастер-классов;
    • Повара для работы на кухне.

    Расходы за год

    Наименование Сумма, руб.
    Коммунальные платежи 36000
    Ремонт снаряжения 20000
    Маркетинговые расходы 30000
    Страхование имущества 10000
    Транспортные расходы 24000
    Зарплата повару 180000
    Зарплата экскурсоводу-аниматору 180000
    Зарплата уборщице 180000
    Налог на ФОТ 164700
    Административные расходы 24000
    Продукты питания 369000
    Страховые взносы ИП 27600
    Итого: 1245300

    Доход и рентабельность

    Агротуризм как бизнес, предполагает формирование туристического продукта из целого комплекса основных и дополнительных услуг. По умолчанию сюда включают размещение в отдельной комнате, трехразовое питание, возможность контактировать с животными, заниматься активным отдыхом и сельскохозяйственными работами. При разработке ценовой политики следует принимать во внимание тарифы аналогичных сельских гостиниц, расположенных в Пермском крае, в Карелии и на Алтае: здесь каждый день проживания обходится туристу в 1200–1500 рублей.

    ⏩ Видео по теме

    Чтобы повысить конкурентоспособность предприятия, рекомендуется в периоды падения туристической активности снижать стоимость услуг и привлекать тем самым клиентов, желающих сэкономить на отдыхе. Таким образом, с учетом сезонных колебаний посещаемости фермер, сдающий в аренду три трехместных номера, может в течение года получить доход в 1,74 млн. рублей:

    Доходы домашней гостиницы

    Гостей в среднем Человеко-дней Тариф, руб./сутки Доход, руб.
    Лето 80% 7,2 648 1300 842400
    Осень 30% 2,7 243 1000 243000
    Зима 40% 3,6 342 1200 410400
    Весна 30% 2,7 243 1000 243000
    Итого: 1738800

    Повышению рентабельности предприятия способствует предоставление набора платных услуг, перечень которых формируется в зависимости от доступных в данной местности ресурсов: например, при наличии конефермы можно организовать верховые прогулки, а при наличии водоема - сдавать в аренду лодки и удочки. Составляя бизнес план агротуризма, необходимо проанализировать все имеющиеся возможности, а затем разработать прейскурант с учетом амортизации оборудования и себестоимости культурно-досуговых мероприятий:

    Дополнительные доходы

    Таким образом, суммарный годовой оборот домашней гостиницы превысит 2 млн. рублей. Учитывая текущие расходы, можно вычислить основные экономические показатели проекта и ожидаемый срок окупаемости:

    Расчет экономических показателей

    Заключение

    Занимаясь развитием сельского туризма, нельзя останавливаться на достигнутом. Чтобы посетители ежегодно возвращались в гостиницу, следует постоянно улучшать качество обслуживания, благоустраивать окружающую территорию, продумывать новые экскурсии и развлекательные мероприятия. Однако самым главным фактором, способствующим повышению лояльности гостей, является особая домашняя обстановка, которую нужно создавать на ферме путем неизменного проявления гостеприимности, доброжелательности и готовности в любую минуту оказать постояльцам необходимую помощь. При этом благодарность и восторженные отзывы клиентов послужат достойным вознаграждением за приложенные усилия.

    "Этнодеревня", "этническая деревня" - быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин "этнографическая", "национальная" и даже "интернациональная".

    В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах - от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

    Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый "этнический тип", с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие "этнодеревня" интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом.

    С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта - природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

    Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

    Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

    Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

    В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом - архангельский "Малые Корелы" и новгородский "Витославицы".

    Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

    С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" до сих пор нет сектора поморской культуры - "ядерной" культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

    В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

    В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.

    "Региональные этнодеревни" национальных республик, отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск.

    Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище "Мань Ускве", созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы "Бакалдын", "Ус Хатын" и др. в Якутии; Ительменская деревня, "Мэнэдек" в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

    Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. "Этномир", расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь. Менее масштабным проектом является этнографический комплекс "Трам" в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

    Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века - имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные ("мировая деревня"), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

    Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.

    Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма - этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

    Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к "другому", к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

    Рекомендуем почитать

    Наверх