История возникновения профессии сварщик. Что делает сварщик? Плюсы и минусы работы

Открытие  24.08.2020
Открытие 













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование : компьютер, мультимедиа-проектор, раздаточный материал.

Цели мероприятия :

  • формирование представления о развитии процесса сварки, о дальнейших перспектива развития технологии сварки металла,
  • развитие познавательного интереса обучающихся, логического мышления путём систематизации фактов, наблюдательности, познавательной активности, умений делать выводы, развитие речи,
  • развитие коммуникационных компетенций.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

Формы: фронтальная, групповая.

Ход мероприятия

Вступление

  1. Приветствие
  2. Мотивация

Сварщик

Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно Бьётся она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся её
Проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!

(Слайд №1-4)

Оформление доски: высказывания о сварке, о профессии “Сварщик”, пословицы о металлах. (Приложение 1)

Можно с уверенностью сказать, что сварка на сегодняшний день - это одна из основ развития человечества. Труд сварщика – это почти искусство. Опытный мастер, как скульптор, создает из металла изделия сложной формы: от системы водоснабжения до восстановления геометрии кузова автомобиля.(Мультфильм о сварщике)

И, конечно же, возникает закономерный вопрос:А когда появилась сварка? Когда люди научились соединять между собой тугоплавкие материалы? Может, 50-100 лет назад? Или это одно из новейших открытий человечества? Постараемся разобраться в этом вопросе и рассмотреть историю развития сварки. (Слайд № 5-7)

Сообщения обучающихся:

Сообщение № 1 История профессии “Сварщик” началась с открытия русским академиком Василием Петровым в 1802 году эффекта электрической дуги, возникшей между двумя угольными стержнями при прохождении через них тока. Благодаря очень высокой температуре дуги стало возможным расплавлять металлы. Сварка производилась электрической дугой постоянного тока, горящей между угольным электродом и металлом, с применением присадочной проволоки. Этот способ сварки Н.Н. Бернадос назвал “электрогефестом” в честь древнегреческого бога кузнечного дела. В 1888 году русский инженер Н.Г. Славянов усовершенствовал способ ручной дуговой сварки, заменив угольный электрод металлическим.

Сообщение № 2 Метод неразъемного соединения деталей известен с давних времен. Люди докрасна раскаляли края металлических прутьев и ударами молотка соединяли их в одно целое. Этот метод сварки хорошо известен и сегодня под названием кузнечной сварки. Предполагают, что слово “сварка” произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога. В древней Руси сваривали кольцеобразные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в 16 веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа.

Сообщение № 3 Технологический процесс сварки развивался и в Средние века. Примером этому служит огромная пушка Дол Грайет, созданная в 1382 году. Пушка представляла собой кованную трубу, которая была усилена наружными металлическими обручами, присоединенными к ней с помощью кузнечной сварки. Такой способ изготовления артиллерийских орудий применялся во всем мире. Самые большие экземпляры таких пушек были изготовлены в XVI веке в Индии. Вес орудий был более 50 тонн, а общая длина - более 9 метров.

Сообщение № 4 Способ получения цельных металлических конструкций путем сварки и пайки пришел к нам с глубокой древности. Доказательством этому служат золотые украшения с оловянной пайкой, которые были найдены во время раскопок в египетских пирамидах и свинцовые водопроводные трубы с поперечным паяным швом, которые были найдены во время раскопок в итальянском городе Помпеи.

Сообщение № 5 Большинство древних строений предусматривали наличие мощной несущей конструкции из камня, а в качестве балок и перекладин использовались деревянные брусья. Однако в некоторых случаях при создании особо крупных конструкций были необходимы узлы, которые работали на растяжение. Для их создания использовались металлические анкера, изготовленные путем кузнечной сварки или ковки. В Венеции аркады дворца Дожей поддерживались стальными анкерами, причем это было не просто архитектурное излишество, а необходимость. Большинство зданий эпохи Возрождения содержали в себе стальные сварные соединения несущих конструкций. Это было начало применения сварки как обязательного процесса при создании различных сооружений.

Казалось бы, что может быть любопытного в таком вполне земном и обыденном процессе, как сварка металлов? И, тем не менее, вы удивитесь, узнав, сколько интересных фактов известно про металлы, сплав и сварку. (Слайд № 8-10)

Сообщение № 6 Знаете ли вы, что наиболее высокой температурой при сварочных работах является 5000°C? Подобный чудовищный нагрев необходим для плавки сталей с высоким уровнем теплостойкости.

Сварка – это долгое и кропотливое занятие. Примером тому может послужить колоссальная статуя Родины-Матери в Киеве, для создания которой понадобилось больше 30-ти километров сварочных швов. Общий вес статуи – 450 тонн, состоящих сплошь из цельносварного металла!

Сегодня в России имеется статуя, посвященная сварщику, и это не удивительно, если учесть, что первый сварочный цех появился в Перми еще в 1883 году. В те далекие времена уже использовалась электрическая дуга и плавящийся электрод для работы над соединением или разъединением двух пластин металла.

Говоря о колоссальных сварных конструкциях, нельзя не упомянуть знаменитую Эйфелеву башню в Париже. Это металлический монстр, как нелестно отзывались о ней сами парижане в 1889 году, состоит из 9441 тонны и примерно 18038 деталей великолепного сварочного железа. Высота башни составляет 324 метра, так что на момент своей установки Эйфелева башня по праву считалась самой высокой постройкой в мире.

Еще одним любопытным не только с точки зрения работы с металлами, но и с точки зрения медицины фактом является то, что нельзя ни в коем случае смотреть на сварку. Наверное, каждый еще в детстве слышал предостережения от взрослых: “Не смотри на сварку, иначе ослепнешь”. И это действительно так. Однако повреждение глазам наносит не видимый свет или искры, а ультрафиолетовые лучи. Они оказывают разрушительное воздействие на сетчатку глаз. Так что если долго смотреть на сварку, можно действительно получить ожог и частично либо даже полностью лишиться зрения. Поэтому в целях безопасности никогда не глядите на процесс сварки, если ваши глаза не защищены специальным экраном строительной маски!

Технические профессии зачастую считают нетворческими, монотонными и скучными. Мы с этим не согласны! В технических профессиях есть место искусству! Посмотрите только на памятники, посвященные сварщикам. Они не только в России, но и на Украине, в Германии и Финляндии. (Слайд № 11-22)

Разработкой сварочных технологий занимались многие выдающиеся ученые. (Слайд № 23-28)

Сварка необходима как в повседневной жизни, так и при таких сложных работах, как создание космических кораблей для запуска спутников, кораблей, зондов и прочих объектов как на орбите, так и к далеким звездам. Для того, чтоб все это стало возможным, используются особые методы сварки. Например, известно, что неокисленные металлы и сплавы в космическом пространстве начинают слипаться.

Сообщение № 7: Сварка под водой. Во время войны использование подводной сварки стало необходимостью. Этим методом ремонтировались подводные части мостов и кораблей, также сварка в открытом море применялась при аварийных и спасательных работах. В 1931 г. В Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта под руководством академика К.К. Хреновавпервые в мире была осуществлена дуговая сварка под водой. Для этой цели были изготовлены специальные электроды.Однако еще в 1856 г. Л.И. Шпаковский впервые провел опыто по оплавлению дугой медных электродов, опущенных в воду. По совету Д.А. Лачинова, получившего подводную дугу, Н.Н. Бенардос в 1887 г. Произвел подводную резку металла. Понадобилось 45 лет, чтобы первый опят получил научное обоснование и превратился в метод. Техника выполнения водолазом-сварщиком сварных соединений под водой более сложна, чем на воздухе. Это связано с плохой видимостью в воде, стесненностью, тяжелым и неудобным для движения водолазным снаряжением, необходимостью дополнительных затрат на преодоление течения, возможностью нарушения устойчивости сварщика на грунте, неприспособленностью человеческого организма к работе на больших глубинах. В связи с этим в сварных соединениях часто наблюдаются дефекты: непровар одной из кромок, подрезы, наплывы, поры и т.п. (Слайд № 29)

Сообщение № 8: Сварка в космосе. А 16 октября 1969 г. электрическая дуга впервые вырвалась в космос. Впервые сварку в космосе провели на корабле “Союз-6” космонавты Георгий Степанович Шонин и Валерий Николаевич Кубасов. С.П. Королев еще в 1965 г. высказал мысль о необходимости проведения работ по сварке и резке в космосе. Эти процессы было необходимо освоить в целях практических, но в то же время еще было не известно, в какой степени отличается процесс сварки в космосе от такого же процесса на Земле. Этот вопрос и должны были разрешить космонавты.

Было известно, что основным отличием космических условий от земных была, конечно, прежде всего, невесомость, а также широкий интервал температур, при которых может находиться свариваемое изделие, и глубокий вакуум при практически неограниченной скорости диффузии газов из зоны сварки.

Конечно, и возможности сварки в космосе ограничены: мешает скафандр, кроме того, требования безопасности при проведении сварочных работ намного выше.

(Слайд № 30)

Демонстрация фильмов “Сварка под водой”, “Сварка трением”.

Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII и XIX вв. Говоря о железе, стоит отметить, что это один из наиболее распространенных элементов не только на Земле, но и во Вселенной. (Слайд № 31-44)

Сообщение №9: Применение железа

В 1818 г. было спущено на воду первое железное судно "Вулкан". Спустя четыре года, в 1822 г. между Лондоном и Парижем начал курсировать созданный также в Англии первый железный пароход.

Первая железная дорога была введена в действие в Англии в 1825 г., а в России первая железная дорога Петербург - Царское Село начала работать в 1837 г.

Железо для изготовления металлических конструкций до XVII в. производилось в России в небольших количествах кустарным способом. В 1698 г. указом Петра I был основан первый государственный металлургический завод в Невьянске, положивший начало промышленной металлургии.

Железные элементы строительных конструкций в виде скреп - затяжек для восприятия распора каменных сводов начали применяться в XII-XIV вв. (Успенский собор во Владимире, XII в.).

В XVII в. появляются первые несущие железные конструкции в виде каркасов куполов (колокольня Иван Великий в Москве, 1600 г.) и железных стропил (перекрытие Архангельского собора в Москве, перекрытие над трапезной Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев-Посад).

В XVIII в. был освоен процесс литья чугуна для строительных целей и стали внедряется чугунные несущие конструкции. Первый чугунный мост в России был построен в 1784 г. в парке Царского Села под Петербургом, через 5 лет после сооружения первого в мире чугунного моста через р. Северн в Англии.

Сварщик – профессия ответственная, почти виртуозная, от качества его работы зависит многое – долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники. Кстати, профессия сварщика входит в десятку самых востребованных профессий на рынке труда. Спрос на эту специальность будет всегда.

В настоящее время в России можно выделить несколько уровней подготовки сварщиков.

3-4 разряд сварщика присваивается после выпуска из профессионального колледжа или окончания курсов. Такой уровень подразумевает знания об основных видах сварки, качественное выполнение простейших типов сварки. Как правило, сварщики 3-4 разряда являются профессионалами в сфере ручной и дуговой сварки.

5 разряд сварщика позволяет проводить сварочные работы сложных узлов и деталей, также может проводить сварку элементов, находящихся под давлением. К ручной и дуговой сварке добавляется умение проводить сварку под действием электронного луча. Мастер такого класса способен самостоятельно проводить работы, связанные с многопозиционным оборудованием, а также может предложить услуги по сварке вакуумно-плотных соединений.

6 разряд сварщика позволяет сварщику выполнять любые виды работ с газо- и нефтепроводами, самостоятельно справляться с деталями и сварочными работами любой сложности. 6 разряд – это гарантия высочайшего класса профессионализма и мастерства.

Есть сварщики, убежденные в том, что в деле практика – все, теория – ничто. Но если все-таки что-то делать, надо знать, что делать, зачем делать и как делать.

Тестовое задание

Работа выполняется на листочках в клетку.

  1. На доске – условные обозначения: ? Да; ? Нет; - Не знаю
  2. Воспитатель читает следующие утверждения. Обучающиеся либо соглашаются, либо нет. Если не знают верного ответа, рисуют соответствующий знак (горизонтальную линию)
  3. У обучающихся на листочках появляется рисунок: (Приложение 2)
  4. Самая высокая температура при сварочных работах является 1 тыс. °С (нет) 5000°С
  5. Первый сварочный цех появился в Перми еще в 1883 года (да)
  6. Высота Эйфелевой башни в Париже составляет 324 метра, так что на момент своей установки башня по праву считалось самой высокой постройкой в мире (9441 тонна и примерно 18.038 деталей сварочного железа) (да)
  7. Алюминий – это один из наиболее распространенных элементов не только на Земле, но и во Вселенной (нет) (железо)
  8. Если долго смотреть на сварку, можно действительно получить ожог и частично, либо даже полностью лишиться зрения (да) (маска)
  9. 3-4 разряд сварщика позволяет проводить сварочные работы под водой (нет)
  10. Лука Иванович Борчанинов – рабочий, один из первых сварщиков в России (да)
  11. Евгений Оскарович Патон – выдающийся советский инженер и ученый в области сварки и мостостроения. Внес значительный вклад в наращивание выпуска танков “Т – 34” в годы войны (да)
  12. Валерий Николаевич Кубасов – советский космонавт, первым в мире провел сварочные работы в космосе (да)
  13. Первая железная дорога была введена в действие в Англии в 1996 году (нет) (в 1825 году, а в России Петербург – Царское село в 1837 год)

Рефлексия

1. На мероприятии я работал

  • Пассивно/ активно

2. Своей работой я

  • Доволен/ недоволен

3. Мероприятие показалось мне

  • Коротким/ длинным

4. За мероприятие я

  • Не устал/ устал

5. Мое настроение

  • Улучшилось/ ухудшилось

6. Материал был мне

  • Понятным/ непонятным
  • Полезным/ ненужным
  • Интересным/ скучным
  • Легким/ тяжелым

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение
«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

Областной конкурс исследовательских и проектных работ

«Моя профессиональная карьера»

Номинация «Мероприятие по карьерному проектированию»
Тема: « Моя будущая профессия – сварщик»

Выполнил:

Тарина Юлия Анатольевна,

педагог-психолог
89200642530

г. Кстово, 2015

  • Вступительное слово
  • Выступление педагога-психолога о результатах тестирования
  • Презентация «История развития профессии»
  • Конкурс профессионального мастерства
  • Презентация старшего мастера, руководителя производственной практики Трушниковой С.М. «Наши выпускники – гордость техникума»
  • Выступление главного сварщика управления монтажно-строительных работ ООО «ГСИ-Волгонефтегазстрой» Борисовой Е.А.
  • Стихи о профессии
  • Наказ-завещание


4. Заключение

Время проведения классного часа - 60 мин.

  1. Пояснительная записка.


К лассный час на тему: «Моя будущая профессия » организован со студентами групп 1 и 2 курса 13-СВ и 14-СВ специальности 150105 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».

Выполняя подготовительную работу к классному часу, среди студентов этой профессии было проведено тестирование насколько хорошо они знают особенности своей профессии, не разочаровались ли они в ней, планируют ли они оставаться верными своей профессии и т.д. Оказалось, что знания студентов, особенно первокурсников о выбранной профессии не велики, поэтому возникла необходимость пополнить и углубить знания о профессии сварщика, об истории возникновения этой профессии и перспективах развития и работы по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» в своем городе и области.

Как показывает практика, только осознанный выбор и глубокое понимание своей профессии способствуют формированию целостной личности высококвалифицированного специалиста.

Поэтому основной задачей классного часа было – заложить в сознании студентов интерес к профессиональной деятельности, навыки самостоятельной оценки происходящих процессов, навыки творчества, что позволит им в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания и практические умения в профессиональной деятельности.
Оборудование:
1) Ноутбук, мультимедийная установка;
2) Слайды;
3) Бумага, ручки, карандаши, фломастеры;
4) Цитаты о профессии, труде: «Верьте в силу мирного труда и любите его»,
«Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи», « Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым», «Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу» .

2. Цели классного часа.

1. Пополнить знания о профессии, расширить представления о процессе обучения в техникуме.
2. Помочь в определении профессионального призвания, а также ознакомить со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
3. Формировать чувство уважения к труду, к профессии.
4. Воспитание чувства благодарности, уважения к трудовым достижения старшего поколения.
5. Формирование активной жизненной и гражданской позиции, способности к жизненному самоопределению и самореализации, всестороннего развития каждого студента как личности, как члена человеческого сообщества.
6. Развить эстетические чувства, стремление к саморазвитию.

3. Ход классного часа.


Ты можешь стать умнее тремя путями:

Путём опыта – это самый горький путь;

Путём подражания – это самый лёгкий путь;

Путём размышления – это самый благородный путь.

Древняя китайская пословица

Ведущий:

Добрый день, уважаемые гости, преподаватели, студенты. Мы собрались сегодня поговорить о вашем профессиональном выборе.

ПРОФЕССИЯ – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит, обычно, источником дохода.

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование, очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Вы свой профессиональный выбор уже сделали. Чем вы мотивировали свой выбор и как планируете развиваться в рамках своей профессии. С результатами тестирования вас сейчас познакомит Тарина Ю.А, педагог-психолог.

Большинство обучающихся по собственному решению пришли учиться в наш техникум на специальность «Сварщик», руководствуясь хорошей зарплатой – 62%, своими возможностями – 23%, интересной работой – 23%, хотят принести пользу обществу – 18%, что эта специальность престижна – 8%. У большинства отношение к специальности за время учебы не изменилось – 52%, в положительную сторону – у 33% и они готовят себя к будущей специальности, приобретая ЗУН, необходимые для будущей профессии, воспитывают у себя положительные качества - по 21% и развивают специальные качества, необходимые для этой специальности - 49%, и считают, что чтобы стать хорошим специалистом нужно поработать на производстве (54%). Уже на 2 курсе обучающиеся проявят свои профессиональные качества на практике (46%), некоторые – дома (26%), но многие еще не овладели профессиональными навыками (26%). Студенты предпочитают работать вдвоем с товарищем (46%), и быть в коллективе, бригаде (31%), хотя есть и такие, кто хотел бы работать индивидуально (23%). Большинство мечтают быть в будущем организатором (49%), и 46% - исполнителем. После окончания техникума обучающиеся планируют работать на производстве (41%) и получать высшее образование по той же специальности (56%), хотя 36 % опрошенных мечтают получить другую специальность и работать по ней. Ну и абсолютно понятно, что основным увлечением большинства ребят является техника (52%), хотя есть обучающиеся, интересующиеся наукой (13%) и природой (10 %) и искусством (15%), и человеком (18%).

В целом отношение обучающихся к выбранной специальности положительное, что должно благополучно сказываться на усвоение ими учебной программы.

Ведущий:

Сварка в настоящее время стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий, строительстве, транспорте, в сельском хозяйстве. Многие современные машины и сооружения, например космические ракеты, подводные лодки, газопроводы, изготовить без помощи сварки невозможно. Сегодня сваривают металлы, которые еще относительно недавно считались экзотическими: это титановые, ниобиевые и бериллиевые сплавы, а также всевозможные сочетания разнородных металлов.

Историки говорят, что слово «Сварка» произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога. (Презентация «История сварки», рассказывает студент Звицын И.)

В России история сварки берет свое начало с 1802г. , когда профессор физики Санкт–Петербургской медико-хирургической академии Василий Владимирович Петров, впервые в мире открыл и описал явление электрического дугового разряда. Проделав большое количество опытов, он показал возможность использования электрической дуги для плавления металлов. Открытие В.В.Петрова значительно опередило свой век, до практического применения дуги для сварки оставалось около 80лет. Его осуществил Николай Николаевич Бенардос автор многих изобретений в области электротехники. Н.Н.Бенардос предложил и произвел в 1880–1890г.г. все основные виды сварки: плавящимся и неплавящимся электродами дугой прямого и косвенного действия, полуавтоматическую и автоматическую, незащищенной дугой и в среде защитного газа.

Почти одновременно с ним работал крупнейший изобретатель Николай Гаврилович Славянов. В конце 1888–1889г.г. Н.Г.Славянов осуществил и внедрил электродуговую отливку металлических изделий, разработал основы металлургии сварочного процесса.

Обладая глубокими знаниями металлургии и электротехники, Н.Г.Славянов разработал способ дуговой сварки металлическим электродом с защитой сварочной зоны слоем порошкообразного вещества – флюса. Сварка под флюсом позволила увеличить производительность процесса в 5-10 раз, механизировать и усовершенствовать технологию производства сварных конструкций.

В 1924–1935гг. в основном применяли ручную сварку электродами с тонкими ионизирующими (меловыми) покрытиями. В эти годы под руководством академика В.П. Вологодина были изготовлены первые отечественные котлы и корпуса судов.

С 1935-1939гг. стали применяться электроды с толстым покрытием. Для электродных стержней использовали легированную сталь, что позволило использовать сварку для изготовления промышленного оборудования и строительных конструкций.

В начале пятидесятых годов Институтом электросварки им. Патона была разработана электрошлаковая сварка, что позволило заменить литые и кованные крупногабаритные детали сварными; заготовки стали более транспортабельными и удобными при сборке и монтаже.

С 1948г. получили промышленное применение способы ручной дуговой сварки в инертных защитных газах: ручная сварка неплавящимся электродом, механизированная и автоматическая неплавящимся и плавящимся электродом.

В конце пятидесятых годов французскими учеными был разработан новый вид электрической сварки плавлением – электронно-лучевая сварка.

В 1969г. впервые в открытом космосе была осуществлена автоматическая сварка и резка.

Ведущий:

А мы переходим к конкурсу профессионального мастерства. Конечно, основываться мы будем на ваши теоретические знания.

1 конкурс на командообразование.

Пословицы и высказывания великих людей о труде, профессиях разрезаны на части. Команде нужно составить слова и пословицы. Прочитать.

■ Землю солнце красит, а человека – труд.

■ На работу с радостью, а с работы с гордостью.

■ У плохого мастера и пила плохая.

2 конкурс «Прояви смекалку»

Ведущий раздает командам зашифрованные слова и ассоциации к ним. В течение 5 минут команда отгадывает слова. Задание проверяется. Жюри выставляет за каждый правильный ответ один балл в таблицу.

Кроссворд «Ассоциация»

1. Сталь

Основной компонент стали.

3.Неметалл

Нежелательный компонент стали

4.Неметалл в составе стали

Составная часть горной породы.

5.Неметалл

Выдающаяся личность.

3 конкурс – «Умный сварщик»

Ведущий предлагает участникам команд вставить в предложения пропущенные слова. Время на выполнения задания – 5 минут. За каждое правильное слово жюри выставляет один балл.

1. Аппарат, преобразующий переменный ток в постоянный при помощи полупроводниковых вентилей называется ______________________________. (выпрямитель)

2. Для зажима электрода при ручной дуговой сварке применяют __________. (электродержатель)

3. При взаимодействии карбида кальция с водой получается _____________. (ацетилен)

4. При избытке кислорода сварочное пламя становиться _________________, (окислительным), а при избытке ацетилена пламя становиться ___________. (науглероживающим).

5. Цилиндрический стальной стержень с нанесенной на него обмазкой называется ___________. (электродом)

6. При _________________________ (постоянном) токе дуга горит наиболее стабильно, процесс сварки вести легче, особенно при малых токах.

4 конкурс – «Шустрый сварщик»

Соревнование на время – кто быстрее и правильно наденет сварочный костюм (робу) и сварочный щиток. Жюри оценивает правильность выполнения задания по пятибалльной системе.

5 конкурс – «Плюсы и минусы моей профессии»

Каждой команде нужно обсудить и рассказать о плюсах и минусах профессии «Сварщик».

МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
- Тяжёлые условия труда. Работа на открытых строительных площадках при
любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
- Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИ:

Престижность и высокий спрос на рынке труда.

Достойная заработная плата.
- Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно-коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела для работы в промышленности и в строительстве.
- Сегодня вряд ли найдется хоть одна отрасль, где не приняли бы своего участия сварщики. Они трудятся везде: на стройплощадках, в промышленности, в машиностроении, кораблестроении и в других областях, таких как, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Стоит заметить, что труд сварщика очень важен не только в работе современных предприятий, но и в нашей повседневной жизни мы бы не обошлись без их сложного, нужного и тяжелого труда.

6. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса.

Ведущий:

Сварщик - это профессия, требующая большой ответственности.

Давайте попробуем сформулировать основные качества, которыми должен обладать хороший сварщик:

Физическая выносливость;
- Четкая память на эталоны цвета и оттенков;
- Четкая координация движений;
- Хорошее зрение и глазомер;
- Способность к работе на высоте;
- Техническая смекалка
- Пространственное воображение и концентрированное внимание;
- Аккуратность;
- Устойчивый вестибулярный аппарат;
- Хорошая моторика.

Ведущий:

Сегодня у нас в гостях присутствует старший мастер, руководитель производственной практики Трушникова С.М. Неоднократно вместе со студентами-сварщиками она принимала участия в областных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства. О выпускниках, которыми гордится наш техникум и которые с успехом трудятся на предприятиях нашего города, вам сейчас и расскажет Светлана Михайловна. (Презентация «Наши выпускники – гордость техникума»)

Ведущий:

У нас сегодня на классном часе присутствует еще один гость - главный сварщик управления монтажно-строительных работ ООО «ГСИ-Волгонефтегазстрой» Борисова Е.А.. Екатерина Александровна расскажет вам о требованиях предъявляемых к работникам, перспективах и возможностях профессии сварщик. (Выступление)

4. Заключение
Ведущий:
Студенчество пора славная, веселая, время, когда можно многое познать, многое нужно успеть. И помните – эти годы не повторятся, зато запомнятся на всю жизнь. Так пусть пройдут они достойно и насыщенно.
Ч еловек не рождается готовым специалистом, для этого нужно многому научиться. Насколько важна для человека работа – отвечает каждый по-своему. Для одних работа – это смысл всей их жизни, для других – просто средство существования, для третьих – привычка, для четвертых – печальная необходимость. Чем она будет для вас – решать вам.
Вы получили более или менее верное представление о содержании выбранной профессии. Теперь перед вами стоит задача потруднее: разобраться в себе, понять собственные стремления, способности и примерить себя к профессии, увидеть и почувствовать себя сварщиком.
Планируя этот классный час, мне хотелось не только познакомить Вас с будущей профессией, но и вызвать интерес к Вашей будущей работе. Любовь к выбранной профессии начинает формироваться еще в стенах учебного заведения, где Вы обучаетесь. Мне бы хотелось, чтобы через несколько лет Вы пришли сюда со словами благодарности за то, что мы научили Вас профессии и помогли Вам самоутвердиться в жизни, найти свой путь.

Пока в пространстве крутится планета,
На ней, пропахшей солнцем,
Никогда - не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда!

5. Литература и используемые источники.


1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996.

3. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 2001.


МОЯ ПРОФЕССИЯ - СВАРЩИК

В мире существует множество профессий. В течении времени с вводом новых технологических новшеств некоторые из этих профессий становятся неактуальными и их сменяют другие. Но есть такая деятельность, которая не теряет свою актуальность никогда - это профессия . Трудно представить современный мир без многоэтажных домов и офисных зданий, а их строительство, в свою очередь, невозможно без сварочных работ. Тепло и уют родного дома - дело рук сварщика. Именно такой - нужной и актуальной - предстаёт перед нами профессия специалиста по свариванию элементов металлоконструкций, частей трубопроводов и различных деталей автомобилей.

Сварщик – это не просто рабочий по сварке металлов. Он выполняет работы по газовой сварке деталей и конструкций, строго соблюдая технологические режимы сварки, нормы расхода материалов, правила технической эксплуатации оборудования и техники безопасности. Это специалист, который способен применять современные инновационные методы, направленные на предотвращение возникновения дефектов в области сварного шва и контроль их уровней в процессе сварки. От качества работы сварщика зависит надежность и долговечность орудий труда, труб нефтегазопровода и строительных конструкций.

В последние годы происходят значительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства с перевооружением производственных мощностей и внедрением новых технологий. Эти изменения вызывают увеличение спроса на квалифицированные кадры. Примером эффективного взаимодействия отраслевого производственного предприятия и учебного заведения в области подготовки квалифицированных рабочих кадров является сотрудничество КАМАЗА и Камского политехнического колледжа имени Л.Б. Васильева. Такой подход к организации производственной практики, как тесная связь с социальными партнерами способствует созданию условий для подготовки квалифицированных рабочих кадров, компетентных, конкурентоспособных, отвечающих современным требованиям работодателей, что является главной целью инновационной образовательной программы.

ОАО КАМАЗ является лидирующей корпорацией на рынке производства грузовых автомобилей Российской Федерации, СНГ и дальнего зарубежья. Прессово-рамный завод, где мы проходим производственную практику является дочерним предприятием ОАО «КамАЗ» и входит в единую технологическую цепочку производства автомобилей «КамАЗ». Здесь воедино собраны и переплетены различные технологии: порезка металла, штамповка, сварка, окраска. Производство оснащено универсальным и специализированным оборудованием. Сборку и сварку кабин, а также отдельных узлов автомобиля осуществляют двенадцать автоматических линий с применением контактной и дуговой сварки, а также на многоэлектродных специализированных машинах. Конвейеры прессово-рамного завода постепенно заполняют новые помощники - манипуляторы. В цехе сборки-сварки кабин есть участок, на котором в скором будущем будут варить крыши роботы.

КамАЗ сегодня - это самое современное высокоточное оборудование, передовые технологии, грузовые автомобили, отвечающие всем международным стандартам, и высокий уровень технического обслуживания. И сегодня для нас студентов самым главным приоритетом является приобретение знаний, умений и навыков в управлении сложными механическими и автоматизированными системами.

Использованная литература

Современный мир полностью держится на металле. Без него нельзя построить высокие здания, машины, корабли. Металл применяется повсеместно: в быту, в промышленности, в строительстве. Поэтому, специалист по металлу, соединяющий металлические детали в сложные конструкции при помощи электрической сварки, будет нужен всегда. Сварщик - профессия ответственная, почти виртуозная, от качества работы которого зависит многое - долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники.

История профессии: (возникновение профессии, история развития профессии)Временем возникновения профессии сварщик можно считать 1802 год, когда В. Петров открыл эффект электрической дуги, при возникновении которой между двумя угольными электродами, создаётся высокая температура. Эта температура настолько высока, что позволяет расплавлять металлы. С момента этого открытия и до его промышленного применения прошёл немалый период времени. Но спустя десятилетия, метод соединения металлов электродуговым способом произвёл революцию в различных отраслях промышленности, строительства и стал массовой технологией соединения материалов.…

Социальная значимость профессии в обществе: (значение профессии, важность профессии, потребность в профессии, востребованность профессии)Сварочные работы применяются во многих отраслях промышленности. Сварщики трудятся на стройплощадках, создавая конструкции и системы различных коммуникаций, в промышленности, где применяют свой опыт и навыки в машиностроении, кораблестроении и в других областях, таких как, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Трудно назвать такой сегмент производства, где не применялся бы труд сварщика.

Массовость и уникальность профессии: (требования к профессии, перспективы)Сварщик, как профессия, подразделяется на несколько специализаций: сварщик ручной дуговой сварки, газосварщик, оператор автоматических сварочных аппаратов. Рабочие всех этих специальностей занимаются одним делом - соединением металлических конструкций, сложных аппаратов, деталей, узлов методом сплавления металлов. От мастерства сварщиков зависит качество сварочных швов. Любые ошибки, небрежность, допускаемые в работе, могут привести к катастрофическим последствиям. Страшно подумать, к чему могла бы привести некачественная работа по сварке нефте- или газопроводов. Сварщик - профессионал должен знать электротехнику, технологию плавления металлов, свойства газов, применяемых для антиокисления, методы и принципы действия используемых агрегатов и оборудования. Большое значение имеет соблюдение техники безопасности и производственной санитарии.

Риски профессии: (плюсы и минусы профессии, особенности профессии, трудности профессии)К плюсам профессии можно отнести престижность и высокую востребованность на рынке труда, как в государственном секторе экономики, так и в частном. Молодым специалистам, только что окончившим училище, работу долго искать не придётся - она находит их сама. Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно-коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела и работы в промышленности, на стройках. Соответственно, увеличивается зарплата. Минусы профессии - тяжёлые условия труда, работа на открытых строительных площадках при любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.

Где получить профессию: (обучение профессии)Обучиться профессии сварщика можно в профессионально-технических училищах, колледжах. Обучение проводится 3 года на базе 9 классов и 2 года на базе 11 классов по специальностям «сварщик электросварочных и газосварочных работ» и «наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования».

В последние годы наблюдается нехватка рабочих с профессией сварщика. Практически ни одно производство не обходится без сварочных работ. Хоть эта профессия не столь популярна сегодня среди молодежи, но потребность в хороших мастерах не уменьшается ни в нашей стране, ни за рубежом.

Сварщик – это рабочая специальность, востребованная на производстве. Данный вид деятельности подразумевает соединение пластмасс и металлов без каких-либо крепежных приспособлений и деталей. Эта профессия требует высокого уровня ответственности, так как срок эксплуатации всевозможной техники, устойчивость и долговечность строительных конструкций напрямую связаны с качественно выполненной работой сварщика. Именно благодаря сварке металлические элементы будут надежно соединены как при изготовлении новых конструкций или изделий, так и при ремонте старых элементов.

Услугами сварщика пользуются не только в машиностроении или ремонте авто, но и на стройплощадках, в промышленности, в кораблестроении, в сельском хозяйстве, при строительстве мостов и зданий. В энергетике и нефтеперерабатывающей промышленности без мастера сварочных работ тоже не обойтись. Даже изготовить решетку для гриля не удастся без такого специалиста.

Профессия сварщика предполагает следующие специализации:

  • мастера, работающие на машинах прессовой, то есть контактной сварки;
  • специалисты термитной варки;
  • сварщики на диффузно-сварочном оборудовании;
  • рабочие на электронно-лучевых сварочных установках;
  • электросварщики;
  • газосварщики.

Разряды сварщиков определяются по профессиональным качествам специалиста и по его мастерству.

  • 1 разряд - сварщик пластмасс. Сварка мешков из пластика и пластиковых деталей. Мастер обязан подготовить заготовки, демонтировать и собрать элементы для варки.
  • 2 разряд – мастер термитной сварки. В обязанности этого специалиста входит умение пользоваться ручной дуговой и плазменной сваркой, а также разбираться в простых чертежах.
  • 3 разряд – сварщик основных и простейших видов сварки. Это мастера в области дуговой и ручной сварки.
  • 4 разряд – специалист по ручной дуговой и плазменной сварке. Он работает с деталями средней сложности. К обязанностям мастера такого разряда можно отнести и ручную кислородную резку сложных изделий.
  • 5 разряд – рабочий по сварке сложных узлов и деталей. Этот специалист способен варить различного рода элементы не только под давлением, но и под действием электронного луча. Ему по плечу и сварка вакуумных соединений.
  • 6 разряд – специалист широко профиля, может работать с любым видом работ с нефте- и газопроводов. Это мастер на все руки во всем, что касается сварки любой сложности. Специалист 6 разряда – это профессионал высочайшего класса.

Без услуг сварщика не обойтись не только при строительстве домов, но и во время ремонтных работ в помещениях. Специалисты в области сварки заменят радиаторы и полотенцесущители, отремонтируют инженерные коммуникации, выполнят работы в системе пожаротушения. Без такого мастера не обойтись и при замене стояков и канализации.

Профессия сварщика довольно многогранна. Специалисту в данной области следует разбираться не только в сплавах и металлах, но также и в электротехнике, знать свойства газов и принципы работы с необходимым оборудованием и агрегатами.

Личные качества

Для работы сварщика надо иметь хорошую физическую подготовку, так как работать с тяжелыми металлическими конструкциями не под силу слабому организму. Именно поэтому в этой профессии почти не встретить женщин. Различные условия работы в тесных и темных пространствах требуют от мастеров также и выносливости. Порой приходится производить сварку в труднодоступных местах в неудобных позах, поэтому в профессии сварщика гибкость, хорошая подвижность всего тела, особенно рук, придется очень кстати.

Монотонная работа требует от мастеров умения концентрироваться, сосредотачивать внимание на длительный период. А для этого в первую очередь необходимо отличное зрение и световосприятие. Также не справиться в работе сварщика и без хорошей зрительно-моторной координации.

Профессионал своего дела всегда отличается уравновешенностью, терпением и упорством. Несомненно, он трудолюбив. А чтобы не дрогнула рука при сварке любого шва, мастеру надо быть душевно уравновешенным.

Образование (Что надо знать?)

В современном обществе наблюдается рост промышленного производства. Строительство также не стоит на месте и с каждым днем его темпы только увеличиваются. Поэтому без профессии сварщика сегодня никак не обойтись.

Обучиться этой профессии можно в профессионально-технических колледжах и училищах, где студенты проходят специальную профессиональную подготовку как в теории, так и на практике. После 9 классов в таких учебных заведениях придется провести 3 года. А окончив все 11 классов – всего 2 года. Техникумы и колледжи предлагают различные специальности наладчиков сварочных приспособлений и мастеров газо- и электросварочных работ.

Для того, чтобы любые сварочные работы проходили с наименьшим риском, необходимо строго соблюдать технику безопасности и хорошо знать санитарные нормы. Любые ошибки или небрежность сварщика ставят под угрозу не только его здоровье, но и безопасность окружающих.

Для совершенствования навыков и роста мастерства в работе сварщика следует перенимать опыт у более знающих и профессиональных коллег, при этом и посещать курсы повышения квалификации. Чтобы узнавать новые технологии и способы сварки, нужно постоянно учиться. А чем больше опыта наберет молодой специалист, тем быстрее он сможет повысить свой разряд, соответственно и зарплата увеличится в разы, порой доходя до 100 тысяч рублей.

Место работы и карьера

Специалист с дипломом сварщика сегодня востребован как никогда раньше. Производственные предприятия, строительство, лаборатории по новым разработкам, заводы – это далеко не полный перечень мест, где так необходимы квалифицированные сварщики. Везде, где надо соединить металлические элементы и конструкции, требуется мастер по сварке.

В жилищно-коммунальную сферу стремится мало кто из молодых специалистов, так как зарплаты здесь совсем не высокие. Но имея богатый опыт работы и высокий разряд, можно найти работу и в нефтегазовой отрасли, где платить будут куда больше.

Овладев профессией сварщика, можно не сомневаться, что работа всегда сама вас найдет, так как хорошие специалисты нужны не только на производстве, но и в быту. Поэтому без заработка профессионал в этой области никогда не останется.

Рекомендуем почитать

Наверх