Понятия "профессия" "специальность" "квалификация" "должность". Чем отличается должность от профессии Что такое профессия и должность

Бухучет и налоги 23.11.2020
Просмотров: 2

bes-seb

Рабочие работают по профессии, а не занимают должности. Имеет ли право работодатель вменять рабочим Должностные инструкции, а вместе с тем Должностные обязанности и Должностную ответственность предусмотренные для должностных лиц-руководителей, специалистов и служащих?

Уточнение от 3 февраля 2013 - 12:32
Дело в том, что на предприятиях с Опасными Производственными Объектами, поднадзорными Ростехнадзору рабочие основных профессий (аппаратчики технологических установок, машинисты насосных и компрессорных установок, слесаря ремонтники) согласно федеральному законодательству должны ежегодно проходить проверку знаний требований охраны труда и производственных (по профессии) инструкций в области промышленной безопасности, которая для них не является аттестацией, в отличие от должностных лиц (руководителей и специалистов), у которых знания правил и норм по охране труда и промышленной безопасности входят, согласно ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, в их должностные обязанности и незнание, которых влекет за собой должностную ответственность-увольнение за несоответствие п.3ст.81 ТК РФ. На этих предприятиях умное руководство вменило рабочим основных профессий должностные инструкции, как для должностных лиц, со всеми вытекающими из этого последствиями-должностными обязанностями и должностной ответственностью и незаконно присвоило себе право увольнять рабочих за ежегодную проверку знаний, заявляя, что раз у них есть должностные обязанности, то это уже не проверка знаний, аттестация. Ни о каком совмещении рабочей профессии и должности в моем вопросе речи быть не может.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 16:08
Рабочие не проходят ежегодно аттестацию, только один раз на присвоение квалификации после профессионального обучения и по работам, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности (сосуды под давлением), а ежегодно они проходят проверку знаний требований охраны труда и производственных (по профессии) инструкций в области промышленной безопасности. В ст.81п.3 говорится об аттестации, а не о проверке знаний, причем здесь рабочие. Сам Ростехнадзор в своем ответе подтвердил, что эта проверка знаний у рабочих не является аттестацией, лишь для ИТР она является таковой, так как знания по охране труда и промышленной безопасности входят в их должностные обязанности. Вот и вменили рабочим должностные инструкции, чтобы увольнять, как ИТРцев, так как рабочие не вникают в разницу между профессией и должностью.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 18:15
Послушайте, есть законы, а не ваши размышления о том, кем рабочий становится после присвоения ему квалификации. Ему присваивается профессия в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих, а не специальность в соответствии с ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих. Это между прочим нормативно-правовые акты, в которых указано, что является должностью, а что профессией. Следуя вашему заявлению в ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих должны присутствовать специальность машиниста, аппаратчика и слесаря. Однако таких специальностей в этом справочнике вы не найдете. Программы профессионального обучения составлены в соответствии с требованиями Ростехнадзора, квалификацию-аттестацию мы проходим после обучения в квалификационной комиссии лицензированного образовательного учреждения, однако присваивают нам профессию и разряд, а не специальность и на работу принимают по профессии, а не назначают на должность. Сами подумайте, как можно работодателю позволить увольнять рабочих за проверку знаний-это же прекрасная возможность манипулировать людьми, нарушать их права даже в обеспечении безопасных условий труда. Рабочих можно уволить только за нарушение трудовой дисциплины или по результатам аттестации, правила проведения которой прописаны в постановлении № 470/267 от 5 октября 1973г. Рабочие проходят совершенно другую процедуру, которая имеет название проверка знаний и не надо путать ее с аттестацией - это два совершенно разных мероприятия.

Ответы:

Добрый день! Не совсем так. Кроме понятий "профессия", которое подразумевает обязательную профессиональную подготовку, понятия "должность", которое подразумевает собой выполнение должностных обязанностей, есть еще третье, более широкое понятие - "занятие", которое подразумевает собой - любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, а просто приносящий заработок.

Таким образом, может возникать ситуация, что один и тот же человек выполняет работу по профессии и одновременно должностные обязанности. Например, водитель-экспедитор. С одной стороны он - рабочий по профессии - водитель (управляет автомобилем, заправляет автомобиль, устраняет мелкие неисправности на линии), в то же время он может выполнять должностные обязанности (подписание и выдача необходимых финансово-коммерческих документов). В таких случаях работодатель вправе вменять рабочему выполнение должностных обязанностей.

В настоящее время Россиская Федерация переходит на международную практику системы учета занятий, исходя из требований развития рыночной экономики. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 №298 , утвержден Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), который разработан в соответствии с Государственной программой перехода. Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие). Как профессия рабочего, так и должность служащего может быть отнесена к определенной группе занятий.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 15:23
Вы в уточнении поднимаете сразу много вопросов: вопросы трудового права, в том числе о законности увольнения за непрохождение аттестации, вопрос охраны труда и промбезопасности. Профессии, которые Вы назвали, указаны не только в вып.1 ЕТКС, но и в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) и относятся к базовой группе 8290. В пояснении ОКЗ к характеристикам упомянутых профессий указано, что для выполнения работ требуется наличие трудового опыта и специальных знаний, приобретаемых путем профессионального обучения на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. С Ваших слов производство, на котором Вы работаете -опасный производственный объект, т.е требует специальных знаний. Соответственно, порядок проведения обучения, инструктажа и аттестации персонала на знание требований нормативно-технической документации регулируется как ст.212 ТК РФ, так и нормами Ростехнадзора. При этом инженеры обучаются для назначения в качестве ответственных ИТР, а рабочие для допуска к самостоятельной работе по программам обучения, утвержденным Ростехнадзором. В этих программах должны быть прописаны Ваши действия и обязанности, обеспечивающие безопасность производства. Другой вопрос, что увольнять рабочих за несоответствие п.3 ст.81 ТК - очень "смелое" решение. Отсутствие квалификации еще необходимо доказать, соблюдая процедуру согласования с профсоюзами и компетентности аттестационной комиссии.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 17:33
То, что под увольнением по п.3 ст.81 ТК в наше непростое рыночное время много спекуляций, с Вами можно согласиться. Однако, в Вашем случае речь идет не просто о рабочих. Рабочий, прошедший проверку знаний в рамках программы, утвержденной Ростехнадзором, не просто рабочий. Результатом проверки знаний является квалификационное удостоверение. С этого момента он становится лицом, обладающим специальными знаниями и навыками, т.е специалистом (по определению). Квалифицированный и аттестованный- это слова синонимы.

В ст.81 ТК РФ аттестация означает периодическую проверку квалификации работника.

Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе.." утверждены два Положения. Первое - касается аттестации ИТР, а второе Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих, по которому Вы и допускаетесь к работе Приказом работодателя.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 19:52
Вы писали "Рабочие не проходят ежегодно аттестацию, только один раз на присвоение квалификации после профессионального обучения и по работам, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности (сосуды под давлением)".

Вы также писали "Каждый год подтверждать свою квалификацию (профессию и разряд) рабочий не обязан".

А это прописано в Правилах ПБ 03-576-03 , по которым составлена программа, на знание которой Вы сдаете проверку знаний:

"п. 7.2.1. К обслуживанию сосудов могут быть допущены лица, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов.

п.7.2.3. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения с указанием наименования, параметров рабочей среды сосудов, к обслуживанию которых эти лица допущены.

Удостоверения подписываются председателем комиссии.

7.2.4. Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

7.2.5. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по организации или распоряжением по цеху.

7.2.6. Организацией должна быть разработана и утверждена в установленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. Инструкция должна находиться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживающему персоналу."

В современном мире огромное разнообразие профессий. А с развитием науки и техники появляются все новые и новые возможности. Одни становятся невостребованными, другие – популярными. Понятия «профессия» и «должность» тесно взаимосвязаны . Но не стоит их путать. Попробуем разобраться в тонкостях.

Итак, профессия – это вид деятельности человека, род его занятий. Для ее выполнения человек должен иметь определенный набор знаний, умений и навыков. Для их приобретения необходимо пройти специальное обучение и подготовку в соответствующих учебных заведениях.

По окончании учебы человек получает диплом или сертификат. В латинском языке слово «профессия» означает «публичное выступление» . Древние римляне называли профессией вид деятельности человека, о котором он публично, открыто заявил, и которому готов посвятить свою жизнь.

Иными словами, профессия – это целенаправленная подготовка и деятельность человека в определенной сфере. Профессия помогает человеку выполнять определенную работу и реализовывать себя в обществе.

Если говорить о должности, то это понятие имеет отношение к положению человека в определенном учреждении и его социальном статусе. Пребывая на должности, он имеет определенные права и обязанности в соответствии с должностной инструкцией, которых обязан придерживаться.

Каждая должность требует определенного образования и профессии, а иногда и опыта работы. Именно должность человека заносится в его трудовую книжку, а не профессия. То есть это структурная единица учреждения, с помощью которой разделены обязанности между сотрудниками.

Причем в пределах одной профессии человек может получать разные должности и делать собственный карьерный рост. Кроме того, существуют должности только для людей определенной профессии, и такие, которые подойдут для разных профессий.

Что же общего у этих двух понятий? Прежде всего, необходимость наличия знаний и навыков для выполнения конкретной работы. Они имеют определенную направленность и являются средством реализации потенциала человека. И в профессии, и в должности следует заниматься саморазвитием, совершенствовать имеющиеся навыки.

Таким образом, понятие «профессия» гораздо шире, чем «должность». Ведь должность легко получить не только за счет профессионализма, но и личных качеств – коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, исполнительность.

Должность дает возможность человеку реализовать себя в конкретной профессиональной направленности максимально. Именно поэтому необходимо ответственно и внимательно подходить к ее выбору. То есть, должность – это статус человека, а профессия – круг его интересов. В идеале эти два понятия совпадают.

Профессия – это род социально-трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки, навыков и знаний. На данный момент выпускники колледжей и высших учебных заведений вместе с дипломом о завершении учебы приобретают профессию. Для этого необходимо усердно и регулярно учиться на протяжении нескольких лет.

Сегодня весьма много профессий, перечень которых можно посмотреть в государственном документе, который называется “Классификатор профессий”. С течением времени и развитием научно-технического прогресса, а также автоматизацией и роботизацией производственных процессов, многие профессии стали не востребованы или попросту исчезли.

Например, секретарь-машинист или ткач. В первом случае компьютеры давно заменили пишущие машинки, а во втором появились автоматизированные ткацкие станки, у которых гораздо выше производительность по сравнению с ручным трудом.

Должность это занимаемое человеком служебное место на предприятии или фирме, которое связано с выполнением определенных служебных обязанностей сотрудником.

Как правило, на предприятиях каждому виду должности соответствует своя должностная инструкция, которую каждый работник должен соблюдать во время своей трудовой деятельности. Это все документально закреплено государственными и корпоративными нормативными актами.

Должность предполагает наличие специальных знаний, умений и навыков. Получить их можно не только в колледжах и ВУЗах, но и путем обучения на специальных курсах и стажировки на предприятии.

Подводя итог, получаем такие выводы:

  1. Профессия это вид деятельности, а должность – служебное положение лица. Очень часто занимаемая человеком должность не соответствует его профессии. Например, учился на психолога, а работает официантом в ресторане.
  2. Профессия подтверждается наличием диплома об образовании, а должность записывается в трудовой книжке человека. Занять должность можно пройдя собеседование в компании или курсы повышения квалификации.
  3. Термин “профессия” обширнее, чем понятие “должность”. Пример: психолог это профессия, а психолог в детском саду это занимаемая им должность.

Следовательно, социальный статус человека и его место в обществе определяется должностью.

Мы часто слышим слова «профессия», «специальность», «образование», но так сложно бывает уловить разницу между ними! Кажется, будто эти понятия имеют примерно одинаковое значение. Или они все-таки чем-то отличаются? Давайте разбираться.

Профессия

Итак, начнем, пожалуй, с профессии. Что это такое?

  1. Система знаний, умений и навыков, которая присуща конкретному индивиду. Примеры употребления термина в данном контексте: «Он получил профессию инженера», «У нее есть профессия».
  2. Профессиональное сообщество. Людей, занятых определенным видом труда, объединяет не что иное, как профессия. У них схожие интересы, знания и навыки.
  3. Вид деятельности. В данном контексте профессия отождествляется с работой.
  4. Необходимая для социума и довольно ограниченная (в связи с разделением труда) область приложения физических и духовных стараний человека, которая позволяет ему жить и развиваться.

Специальность

Следующий термин похож на предыдущий и соответствует разным видам областей труда в рамках профессий. Допустим, невозможно быть учителем в общем смысле. Это обязательно будет преподаватель по определенной дисциплине: химии, физике, литературе, истории, английскому языку и т.д. В других профессиях, в общем-то, та же ситуация: врач - эндокринолог, анестезиолог, ортопед, окулист, акушер-гинеколог; слесарь - сантехник, механик, инструментальщик. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России.

Когда вы будете выбирать колледж или высшее учебное заведение, то непременно столкнетесь с такими понятиями, как «направление образования» и «специальность образования». Предлагаем рассмотреть каждое из них.

Специальностью образования называют совокупность знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных им во время обучения по профессиональным программам высшего образования и обеспечивающих возможность заниматься определенным видом профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Существует ли принципиальная разница между направлением и специальностью образования? Стоит отметить, что направление образования обеспечивает более обширную сферу профессиональной деятельности. Есть еще такие понятия, как «группа специальностей» и «область знаний» - это разделение наук на определенные виды (гуманитарные, технические, естественные, образовательные и т.д.). Однако подобная дифференциация характерна только для высшего профессионального образования.

Что подразумевается под понятием «квалификация по направлению или специальности образования»? Уровень подготовки к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности. Квалификации устанавливает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. От квалификации зависит и минимальная заработная плата (в случае если вы будете работать в госучреждении по специальности).

Специализация

Этот термин следует понимать как конкретизированную совокупность знаний, навыков и умений, применяемых в узкой области профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.

Как известно, профессии не стоят на месте - они постоянно меняются в связи с потребностями рынка, и делают это очень стремительно. Создаются новые, объединяются, разделяются или же вовсе ликвидируются старые. Классификатор специальностей реагирует на появление изменений, но с определенной задержкой. Например, такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг», можно встретить в классификаторе, однако для «веб-дизайна», «банковского дела» и «логистики» места пока не нашлось. Хотя образовательные учреждения вправе создавать специализации, используя в качестве ориентира не только классификатор. Есть такие специализации, как «индустриальная психология», «международная журналистика». Они указываются в дипломе и позволяют работодателям судить о том, в какой сфере претендент на должность может похвастаться самыми широкими знаниями. А ведь в дипломе эта узкая специализация не указывается целиком - пишется просто «психология», «журналистика». Если же говорить о профессиях, то зачастую можно встретить устаревшие формулировки («агент по продаже» вместо «дистрибутор»). Бывает и так, что профессия появилась совсем недавно, а термин для ее указания пока еще отсутствует («редактор интернет-издания»). Впрочем, строгая тарифная сетка характерна главным образом для госучреждений. Коммерческие организации, как правило, закрывают глаза на подобные нестыковки между образованием, профессией и должностью. Так что все это обычно не более чем формальности.

Раскроем и такое понятие, как «должность». Это трудовые задачи (функции и обязанности), возлагаемые на работника. Трудовой пост подразумевает цель, средства, условия труда и вообще все, что свойственно определенной должности в определенной организации.

Второе высшее образование

Для успешного управления компанией необходимо понимать множество механизмов. Каждый управленец должен обладать знаниями из области гражданского, трудового, хозяйственного и административного права, маркетинга, экономики и даже пиара. Соответственно, любому топ-менеджеру желательно подкрепить базовое образование вторым высшим.

В последнее время нехватку специальных и узкоспециальных знаний особенно остро чувствуют руководители российских медучреждений. В отличие от Запада, где госпиталями и соответствующими управлениями руководят менеджеры, наши главные врачи, заведующие отделениями и чиновники от здравоохранения имеют подготовку исключительно по медицинскому профилю. К сожалению, в наших вузах, как правило, не предусмотрена возможность изучить нюансы применения правовых норм в медицинской сфере. По этой причине самой популярной современной тенденцией стало требование второго диплома, экономического либо юридического, в сфере медобслуживания. А иначе никак!

Для построения карьеры в банковской сфере мало быть хорошим финансистом. Грамотное управление финансовыми потоками, мудрый обход подводных камней в сложившейся экономической ситуации - все это крайне непросто. Здесь необходимы глубокие знания законодательной базы, в частности финансового права. А если вы предпочтете работу в отделе кредитования физических и юридических лиц, вам придется составлять договоры и вычитывать документы. В отдельных случаях нужно будет проверять, соответствуют ли они принятым правовым нормам, да еще и отслеживать возникновение новых законов. А тут уже придется сопоставлять вновь принятые законы с действующими и проводить сравнительный анализ. Разумеется, человек, не обладающий соответствующими знаниями, не сможет разобраться в подобных вопросах.

Большинство авторитетных изданий любит привлекать к написанию информационных статей не только писателей, но и экспертов - знатоков своего дела. Согласитесь, материал, изложенный профессиональным юристом, экономистом или психологом, окажется гораздо более интересным и полезным, нежели статья, написанная человеком, не особо разбирающимся в той или иной области знаний. Во всяком случае, не придется сомневаться в достоверности изложенного. Особенно ценятся специалисты, имеющие несколько высших образований, одно из которых базовое профильное, допустим, журналистика, философия. А другой диплом позволит компетентно освещать вопросы, поднимаемые на газетных и журнальных страницах.

Как видим, дополнительное второе образование - это наиболее эффективный способ повышения профессионального уровня для любого специалиста. На сегодняшний день юридическое образование является самым популярным вторым высшим. Далее идет «бухгалтерский учет и аудит». Следом расположились «менеджмент» и «управление персоналом». Причем зачастую их выбирают руководители предприятий и топ-менеджеры с технической или гуманитарной базой.

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Если рассматривать истоки слова «профессия», то необходимо обратиться к истории данного слова. Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.
В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.
Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.
В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.
Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.
Любой труд человека можно считать профессиональным, если выполняются определенные условия. Первое – это присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека. Вторым условием является то, что профессиональный труд человека должен приносить определенный доход.
Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.
Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.
Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).
Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.
По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).
Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.
Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Отличие профессии от должности

Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.
Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.
Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

А теперь закрепим на примере: молодой человек окончил вуз по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог».

Екатерина ПАСТУШКОВА

Под профессией (от латинского profiteor – объявляю своим делом) мы будем понимать обусловленный разделением труда вид трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов. Таким образом, в основе определения профессии лежат педагогические критерии (профессия как система специальных знаний и навыков) и экономические критерии (профессия как товар на рынке труда). Следовательно, профессия является, главным образом, не психологической, а экономической и педагогической категорией. Кроме того, профессия часто рассматривается еще и как категория демографическая, то есть как сообщество людей, занимающихся определенным видом профессиональной деятельности. Профессионалами мы называем людей, которые прошли специальное обучение и зарабатывают своим трудом. В отличие от профессионалов, любители могут быть достаточно квалифицированными, но не используют свои умения для заработка. Наконец, дилетанты могут пытаться зарабатывать, но не имеют в соответствующей сфере деятельности достаточного уровня подготовки.

Близкими к понятию профессия являются такие понятия, как занятие, работа, труд, специальность, должность. Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. Например, на должности указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, дежурный, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника. Руководящими являются должности президента, губернатора, директора, заведующего, начальника, руководителя, командира, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего, главного. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных. Могут быть должности помощника, инспектора, мастера, прораба.

Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка у учреждениях высшего или среднего профессионального образования, тогда как в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с этими документами люди получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных училищ, лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.

Занятие представляет собой любой, а не обязательно трудовой вид деятельности, например, игра, учеба, отдых, развлечение. Работа представляет собой любой процесс трудовой деятельности, не предполагающим обязательной квалификации и заработка, например, работа по дому. Наконец, труд в большинстве случаев рассматривается как деятельность человека, направленная на изменение или сохранение среды обитания для удовлетворения своих потребностей, однако в экономике предлагается более узкое определение труда, связанное с производством товаров или услуг.

К сожалению, большинство данных понятий никак не определяется в нормативных документах, что приводит к значительной путанице. Так, «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)», «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», и «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» не содержат определений профессии и должности, разделяя их по категориям рабочих и специалистов. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)» и «Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования», включающий перечень направлений подготовки бакалавров и магистров и перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов, также не дают соответствующих определений, которые позволили бы установить соответствие между направлениями подготовки и специальностями.

Рекомендуем почитать

Наверх